В крае создается система комплексной реабилитации, которая позволит людям с ограниченными возможностями максимально безболезненно интегрироваться в общую среду.
Один из элементов системы - доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Насколько доступны эти объекты сегодня, выяснил корреспондент "РГ".
Негладкая дорожка
Инвалиды"колясочники" и "опорники" редко выезжают на улицы. Городская среда для них даже летом, без снежных заносов и гололеда, - сплошной барьер. И это помимо того, что для любого человека с ограниченными возможностями сама жизнь - не гладкая дорожка.
У пермяка Андрея Сереброва вследствие травмы парализованы ноги и частично руки. Как это получилось, он рассказывает неохотно, не стремясь вызвать чужую жалость. Сиганул-то в речку сам, расстроенный размолвкой с любимой девушкой. Моряк, отслуживший три года на Тихом океане, отличный ныряльщик, сломал позвоночник во время прыжка в воду. Там оказалось мелководье.
Потом - несколько операций, инвалидное кресло. Для любой мелочи требовалась помощь другого человека. Когда Андрей устал быть зависимым от посторонней помощи, он попросил родственников разменять квартиру и остался почти один. Сначала создал для себя индивидуальную систему жизнеобеспечения - придумал конструкцию кровати с потолочными блоками. Из блока спускаются петли, изготовленные из парашютных строп. Он продевает руку в петлю и, подтягиваясь, меняет положение.
Очень многого из того, что планировал, когда начал жить самостоятельно, Андрей добился. Поменял водопроводные трубы. Купил отличную бытовую технику. Провел Интернет, методом "тыка" освоил компьютер. У него два городских телефона, не считая мобильного с двумя симкартами. Офис у Сереброва дома, в кровати. А чтобы блаженствовать после трудов праведных, поставил в ванной джакузи.
Но постоянно лежать, не видеть людей, небо, не слышать шум улицы - физически невыносимо. Рассчитывать на чужую помощь порой опасно: однажды знакомые привезли Андрея в летнее кафе и забыли. А коляска у него в те времена была без мотора.
Тогда он и понял, что пора брать новый "барьер" - выехать на улицы. Правда, для этого пришлось сначала заработать денег и построить выезд прямо из своей квартиры.
Мысли у бордюра
"Колясочники" и "опорники", как правило, перемещаются с сопровождающим. Каждому из них нужен помощник, и государство содержит обоих, оплачивая проезд, льготы. По идее, устранение барьеров снимет необходимость сопровождения и снизит государственные расходы.
Андрей Серебров катается один только около своего дома. В город выбирается с женой, потому как через бордюры, переезды на коляске с электромотором не перевалить: "Я не могу заехать в кафе, магазин, банк. Даже в поликлинику. Если пандус есть, часто порожек слишком высокий. Бывает, угол наклона слишком завышен". Председатель Пермского краевого отделения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Вера Шишкина подтверждает это: "Колясочника", как правило, в какое-либо помещение затаскивают".
Еще в 2007 году сотрудники ВОИ обследовали 216 объектов социального назначения Пермского края: бюро медицинской экспертизы, отделения Фонда социального страхования и Пенсионного фонда, отделы соцзащиты, местные администрации, больницы и поликлиники. Оказалось, что доступны всего 23 объекта. Частично доступны 59.
В этом году ВОИ изучило недавно построенные в Перми и сданные в эксплуатацию автовокзал "Южный" и спорткомплекс "Нефтяник". Первый объект попадает в зону ответственности муниципалитета. Второй строила краевая власть. Но и тот, и другой далеки от норм: на автовокзале пандусы построены неправильно, без поручней. В туалеты колясочникам не заехать, а на парковке нет места для автомобилей инвалидов.
В спорткомплексе примерно те же самые нарушения в проекте. Казалось бы, мелочи - в гардеробе слишком высокая стойка, в зрительном зале для спортивных матчей нет заезда с пандусом, - но каждая из них превращает здание в огромный барьер. Проблема чисто техническая: еще на стадии проекта не учитываются все государственные СНИПы. Правда, застройщики спорткомплекса и автовокзала приняли во внимание все замечания, многое успели переделать, где-то сломав каменную кладку. Третий корпус "Нефтяника" построят по всем нормам.
Неподъемная коляска
Из положительных примеров - Пермский аэропорт: создана почти идеальная система для пребывания и прохождения инвалидами регистрации. Единственный недостающий элемент - это специальная коляска для посадки в самолет, но аэровокзал уже ищет изготовителя.
А вот железнодорожный вокзал Пермь-II, по выводам Пермской транспортной прокуратуры, "нарушает федеральные нормы по доступности для маломобильных групп населения". В марте 2009 года Дзержинский районный суд Перми потребовал от железнодорожников исправить недостатки. Пока всего лишь перенесли телефоны-автоматы, повесили пиктограммы. Сама же реконструкция, то есть строительство нового вокзального комплекса с обустройством прилегающей территории, продлится несколько лет. Концепция реконструкции появится лишь в мае 2010 года - к разработке проекта подключены немецкие специалисты. Расходы на проектирование и реконструкцию железнодорожного вокзала Пермский край и РЖД разделят пополам.
Частично железнодорожные вагоны, курсирующие в составе поездов дальнего следования, уже оборудованы специально для перевозки инвалидов. Но вот парадокс: проводники не всегда знают, как этим оборудованием пользоваться. Например, Андрей Серебров этим летом, возвращаясь с черноморского курорта, купил билет на поезд "Пермь-Симферополь" в купе для "колясочников". Проводница не знала, как включать подъемник, так что погрузились с грехом пополам.
Личный маршрут
Письмо с докладом об исследовании социальных объектов Всероссийское общество инвалидов направило в краевое правительство. Вывод: безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями в Пермском крае пока существует только местами. Поэтому важно довести до проектировщиков и строителей информацию о существующих нормативах, назначить ответственных за контроль на всех стадиях строительства и определить санкции за нарушения.
К сожалению, многие чиновники до сих пор не понимают: важно не столько облегчить жизнь инвалидам, сколько дать им возможность включиться в общество наравне с остальными. Сотрудники некоторых муниципалитетов воспринимают свою роль слишком превратно. Скажем, администрация села Сива предложила ВОИ свой вариант помощи инвалидам: "Давайте, мы будем приносить продукты нашим подопечным на дом?" "Нет. Стройте пандусы. И "колясочник", и "опорник" должны сами прийти в магазин", - ответила руководитель общества Вера Шишкина. Воспитание самостоятельности самих инвалидов - вопрос принципиальный. Они должны осваивать пространство, прокладывать личные маршруты в жизни.
Ирина Ясырева, начальник отдела социальной помощи Министерства социального развития правительства Пермского края:
- Правительство края приняло долгосрочную программу "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009-2011 годы". На ее реализацию в краевой бюджет заложено более 45 миллионов рублей.
К 2011 году количество объектов социальной инфраструктуры, оборудованных для доступа маломобильных групп населения, должно увеличиться на 15 процентов по сравнению с 2008 годом. На оборудование пандусами жилых домов в городах и районах края выделяется один миллион 50 тысяч рублей, учреждений здравоохранения - 400 тысяч, зданий территориальных управлений министерства соцразвития - еще 350 тысяч. Кроме того, в течение трех лет действия программы будет функционировать социальное такси, на работу которого заложено 9,5 миллиона рублей.
Планируется достичь снижения показателей первичной инвалидности. Доля занятых инвалидов увеличится на 10 процентов. Также на 10 процентов увеличится число участвующих в спортивных и культурных мероприятиях. По сравнению с прошлым годом, в два раза вырастет число лиц, получивших протезноортопедические изделия и другие технические средства реабилитации.