Алексей Савинов: Лес кредитовал всю страну, и долг ему еще не вернули

Вопрос о введении с 1 января 2010 года заградительных пошлин на экспорт необработанной древесины требует дополнительного обсуждения в правительстве, которое и состоится в ближайшее время. Рассмотрены будут разные варианты - повышение, сохранение или даже снижение действующей пошлины. За разъяснением ситуации "РБГ" обратилась к главе Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Алексею Савинову.

- Какова ваша позиция по вопросу о пошлинах?

- Пошлины являются государственной политикой. Конечно же, мы согласны с тем, что внутри страны должен перерабатываться весь лес. Это позволит в свою очередь сделать экспорт леса-кругляка из России гораздо менее прибыльным, чем организация перерабатывающих мощностей на нашей территории. На самом деле ежегодные отходы, которые остаются от лесопереработки и лесозаготовки, равноценны по теплокаллорийности 30 миллионам тонн нефти. Запасы нефти не бесконечны, а вот лес - сырье возобновляемое. Кстати, область применения отходов довольно широка.

Что касается документа, который поступит в Думу, то планируется постепенное повышение экспортных пошлин на круглый лес: с 1 января 2010 года - 50 евро за кубометр, через год - до 80 евро и так до полного запрета на вывоз в 2012 - 2015 годах.

- Есть ли на сегодняшний день мощности для переработки леса? Какие инвестиционные проекты существуют?

- Для полной и эффективной переработки - нет, но когда-то их надо создавать. Правда, кризис несколько нарушил планы, но до кризиса и отечественные, и иностранные инвесторы в нашей отрасли были. География инвестиционных проектов занимает всю нашу страну от Дальнего Востока до Европейской части.

К инвестиционным проектам относятся проекты по созданию и модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн рублей. Минпромторг включил в перечень 63 инвестиционных проекта в области освоения лесов, в том числе за 2008 год - 41 инвестиционный проект с объемом заготовки древесины 48 млн куб. метров, за I полугодие 2009 года - 22 проекта с объемом заготовки древесины 11 млн куб. метров. Реализация указанных проектов позволит увеличить использование имеющихся лесных ресурсов в объемах около 59 млн куб. метров и позволит дополнительно создать до 30 000 рабочих мест.

- Много ли леса нелегально утекает за рубеж?

- Нелегальная заготовка составляет от 25 до 30 миллионов кубов, данные неофициальные, но, по нашим оценкам, весьма похожие. Сколько идет на экспорт и сколько остается внутри - это вопрос трудный. Чтобы экспорт был более прозрачным, мы намереваемся поставить вопрос продажи леса через биржу. Чтобы было подтверждение законности заготовки. Если, конечно же, круглый лес запретят вывозить за рубеж, то вопрос отпадет сам собой.

- На следующий год вам собираются урезать бюджет? Как это отразится на отрасли?

- Да, объемы субвенций федерального бюджета в 2010 году уменьшатся значительно, более чем на 2,6 млрд рублей. Правда, защищенной статьей является фонд оплаты труда работников органов исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений, лесничеств, участковых лесничеств и лесопарков. Рослесхоз сохранил их в тех размерах, которые были заявлены каждым субъектом Российской Федерации при защите бюджетных проектировок на 2010 год. Это поможет не допустить социально-экономической напряженности в трудовых коллективах, позволит сохранить кадровый потенциал отрасли. Лесное хозяйство России недооценено. По мощи и потенциалу лес может дать большой прирост бюджету. Если, конечно, его использовать эффективно, то мы можем получить параметры не хуже, чем у США, а именно 300 - 400 миллиардов долларов - таков потенциал нашего леса. Говоря о лесном хозяйстве, нельзя не сказать о лесовосстановлении.

Основными проблемами в этом направлении являются низкое качество создания лесных культур и ухода за ними, низкий процент лесных семян с улучшенными наследственными свойствами, недостаточный объем высокотехнологичного оборудования и механизмов по выращиванию посадочного материала, посадке и уходу за лесными культурами. Имеются случаи гибели лесных культур как вследствие нарушения технологии создания, так и низкого качества посадочного материала. Мы анализируем ситуацию и намечаем мероприятия, которые позволят ее больше не повторить.

В 2008 году снизился объем заготовки лесных семян на 20 %. Сегодня мы имеем только 5 % лесных семян с улучшенными наследственными свойствами, что, конечно, не может гарантировать получение качественного посадочного материала и высокопроизводительных насаждений будущего. В Стратегии развития лесного комплекса нами поставлена задача увеличить к 2020 году долю улучшенных семян до 31 %. Для выполнения этой задачи Рослесхозом подготовлены предложения по созданию на территории Российской Федерации 42 селекционно-семеноводческих центров. При этом первую очередь в составе 5 центров планируем завершить в этом году. На 2010 год мы попросили правительство, чтобы сильного секвестирования не было, поскольку финансирование лесного хозяйства и так слабое. Сегодня бюджет 25 миллиардов руб., но многое в убогом состоянии. Если в Финляндии идет 98 процентов машинной заготовки, то у нас - бензопилы. Уменьшение финансирования окажет серьезное влияние на выполнение работ по обеспечению мер пожарной безопасности. Только на тушение лесных пожаров дополнительно требуется 600 млн рублей, на проведение мониторинга пожарной опасности - более 1064 млн рублей, на устройство противопожарных минерализованных полос и барьеров, на содержание и уход за ними - 931 млн рублей.

В народе есть поговорка "скупой платит дважды". Так вот, экономические потери от лесных пожаров только за первое полугодие текущего года составляют 26,1 млрд рублей. Ежегодно от лесных пожаров гибнет более 18,2 млн кубометров древесины. В результате этого несут потери федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. По экспертным оценкам они составляют, соответственно, 640,6 и 327,6 млн рублей. Более 3,1 млрд рублей теряет федеральный бюджет на недополучении налога на добавленную стоимость от погибшей древесины. Инвестиционная привлекательность лесной отрасли страдает еще и от того, что лесные ресурсы не доступны для полного освоения из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Сегодня на ее развитие требуется примерно 2,5 млрд рублей в год.

Хочу особо отметить, что лес до сей поры практически кредитовал всю страну, и ему кредит еще не вернули.

- Изменения в Лесном законодательстве как-то повлияли на борьбу с лесными пожарами?

- С 1.01.2009 в полном объеме вступил в действие Лесной кодекс РФ. Выделю две главные позиции итогов реформы лесного хозяйства: 1. Сформирована система лесничеств, которые осуществляют только лесоуправление, без хозяйственных функций.

2. Арендаторы в 2008 году переоформили договора аренды лесных участков в большей степени сроком до 49 лет. На площади около 140 млн га фактически появился собственник. Лесопользователь на арендованной территории осуществляет полный комплекс всех лесохозяйственных работ, в т.ч. профилактические противопожарные мероприятия, и выполняет тушение лесных пожаров. Таким образом, имея договор аренды на 49 лет, лесопользователь заинтересован в сохранении данного ему ресурса. Раньше авиация была в одних руках - федерального центра, сегодня мы отдали ее в субъекты Федерации, но не все субъекты оказались в состоянии ее содержать, в связи с чем появляется много проблем, в том числе и в своевременном обнаружении лесных пожаров. Исходя из опыта, нужно создавать межрегиональные противопожарные авиационные центры. Мы их определили: это Дальний Восток, Сибирь, европейская часть. Необходимо маневрирование ресурсами между регионами и тем самым предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.

- Лесным кодексом многие недовольны, что вы думаете по этому поводу?

- Нет такого документа, который всех устраивал бы в идеале. Он был запрограммирован на определенную идеологию. Частной собственности, по определению президента, у нас не может быть, лес - государственный, и это правильно. Но при нашем Лесном кодексе иметь аренду на 49 лет - это практически иметь его в частной собственности, поскольку при нормальном положении дел собственник имеет право на продление срока еще на 49 лет.

Конечно, по кодексу есть проблемы, но, как любой документ, он будет совершенствоваться.

Один из главных вопросов по организации равномерного лесопользования мы решили - законодательно закреплена норма, позволяющая строить лесные дороги, о которых так много говорили на протяжении нескольких лет. В прошлом году мы выделили субъектам РФ на их строительство 565 млн руб., и за каждый рубль субъекты должны будут отчитаться. На 2010 год планируем выделить 1,5-2 млрд рублей.

- А что вы думаете по поводу повышения минимальных ставок за лесные ресурсы?

- Наши минимальные ставки очень низкие, они не позволяют вести лесное хозяйство эффективно. Эти ставки должны покрывать затраты на строительство лесных дорог, чтобы вести заготовки равномерно по всей арендованной площади, затраты на мероприятия по охране, защите и воспроизводству леса и в то же время необходимо, чтобы у арендатора была прибыль от аренды. Сегодня этого нет. И еще, низкая цена на ресурс не стимулирует пользователя перерабатывать на 100 % наше сырье. Многие перерабатывающие заводы нынешним владельцам достались за копейки, и они дожимают старый технологический ресурс (советское оборудование), и немногие из них переходят на новые технологии и новое оборудование, так что низкая цена не стимулирует модернизацию производства.