На днях в Москве с легкой руки директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой стартовал фотоконкурс "Путешествие в Россию". На готовящемся к открытию сайте всем желающим будет предложено присылать свои фотографии российских архитектурных и пейзажных видов с обязательным текстом - в общероссийском конкурсе будет оцениваться и то, и другое. А запустила этот проект неожиданная фотовыставка государственного служащего федерального уровня Александра Терехина, устроенная в галерее "На Солянке".
Безлюдье, дрожащее зеркало вод, бег облаков, кувшинки под стенами древнего Кремля - есть какое-то странное вопрошание в фотографиях привычных мест России, про которые мы обычно говорим "нельзя умереть, не увидев". Изборск, Переславль, Псков, Пушкиногорье, но увиденные так, как будто человек, их снимающий, искал некую зрительную рифму своему чувству или тому вопросу, который не перестает возникать.
- Немного людей в последние годы ездят по России, чаще предпочитаются путешествия в другие страны, - сказал на открытии выставки советник Президента по вопросам развития культуры Юрий Лаптев. - Мы до конца не знаем удивительный мир своей страны и по сути только начинаем постигать то наследие, что нам досталось. И сразу же должны задуматься о его плачевном состоянии.
Действительно, неоспоримая красота русских архитектурных линий то и дело пересекается с многолетней обшарпанностью, синяками разрухи на старой штукатурке, осыпающейся уникальностью фресок.
- Мы много делаем фотовыставок о России, - сказала глава ВООПиК Галина Маланичева, - и должны сказать, что у нас еще есть "неоткрытые" глазу большинства россиян регионы - незнакомые, неизвестные, непривычные.
Директор НИИ культурного и природного наследия имени Д. C. Лихачева Юрий Веденин ("Мы себя называем провинциальным институтом") подчеркнул, что выставка еще раз возвращает публике мысль об уникальности российских ландшафтов, а множество деталей придает работам тепло и неказенность.
- Я считаю, что мы должны повернуться лицом к России и посмотреть в нее, как в зеркало, которое запылилось, потому что мы в него давно не смотрели, - сказал в короткой речи сам Александр Терехин.
И зрители отправились вглядываться в заснеженный Муром, козырки теней в усадьбе Ганнибалов и разливы тысячелистника на Ворониче, ну там, где Пушкин написал "Бориса Годунова" - чтобы напомнить себе свою страну.