На Кубани работает автошкола для подготовки водителей с ограниченными возможностями здоровья

Единственная на Кубани школа для подготовки водителей с ограниченными возможностями здоровья работает в станице Медведовской.

Для этих учеников автомобиль не роскошь, не прихоть, а возможность выжить в мире, где прогулка по улице превращается в настоящее испытание, а ступеньки в общественный транспорт становятся непреодолимым препятствием.

Наталья Сабадырь приехала в Тимашевский район из станицы Каневской. Об аварии, в которой лишилась ноги, вспоминает так: "Бесшабашная юность, когда так хочется погонять на мотоцикле с ветерком". С тех пор прошло много лет, вышла замуж, воспитала двух детей. А в последние годы все мечтала научиться водить машину. Трудилась в швейном ателье, но...

- Пришлось уволиться, - рассказывает Наталья. - Я устраиваюсь на работу, но через полгода уже устаю ездить, не хватает сил на маршрутки. Ухожу с работы, какое-то время сижу дома, а потом снова ищу место. Муж тоже инвалид, и ему противопоказано вождение, поэтому все ложится на мои плечи. А транспорт нужен просто для нормальной жизни. Когда сюда ехала, не допускала даже мысли, что может что-то не получиться. Машины пока нет, но вскоре обязательно купим. Жалею, что упустила время: надо было раньше пройти обучение.

В классе тихо, курсанты склонились над учебными пособиями. Они здесь больше месяца и уже пробовали свои силы за рулем. В кабину садятся через пять дней после начала обучения. Правда, потренировавшись на специальном тренажере, оснащенном рулем и педалями. Программа стандартная и автодром обычный, с упражнениями, как и в обычной автошколе: те же горка, змейка. От экзаменаторов ГИБДД поблажек тоже нет никаких.

А опытнейший преподаватель со стажем работы в четверть века Владимир Бурмас признается: "Экзамены ученики нашей автошколы сдают даже лучше, чем из обычной. Ребята здесь более ответственно относятся к занятиям".

Обучают всех, кто получил медицинское разрешение на вождение автомобиля. В школу приезжают слабослышащие и люди с инвалидностью рук и ног. Курсанты говорят, что больших сложностей в освоении науки вождения у них нет. Все зависит от того, насколько человек готов воспринимать советы инструктора и тренировать необходимые для вождения навыки.

- Курсанты у нас живут и учатся 72 дня, - рассказывает директор Медведовской курсовой базы Леонид Шульгин. - Для каждого из них получение прав становится поворотным моментом: с водительским удостоверением они смогут полноценнее реализовать себя в жизни, элементарно съездить на работу, к родителям, на дачу. В автошколе имеются автомобили всех необходимых модификаций, укомплектованные специальными приспособлениями. В том числе с вынесенными на руль дополнительными рычагами. Проблема сегодня в том, что на Кубани нет лицензированных организаций, которые имеют право переоборудовать обычный автомобиль в инвалидный. Это можно сделать только за пределами края. К тому же в стране не выпускаются специальные машины для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас пытаемся решить возникшие проблемы с ГАИ и открыть небольшое предприятие, на котором можно было бы ставить подобное спецоборудование: для любого вмешательства в конструкцию автомобиля необходимо получить разрешение.

Единственная подобного рода на Кубани школа способна выпустить до 100 инвалидов-водителей в год. И желающих получить заветную корочку становится все больше. Ученики съезжаются не только из Краснодарского края, но и Адыгеи, Ростовской области.

Алексею Бутенко 22 года, по профессии программист-экономист, права мечтает получить пять лет.

- Конечно, автомобиль - источник повышенной опасности, родители побаиваются за меня, но ведь другого выхода у нас нет, - говорит Алексей. - Пока еще не выяснял, где буду переоборудовать машину. Каждый решает вопрос индивидуально и, как уже стало ясно, сталкивается при этом с громадными трудностями. Для меня необходимо перенести педаль сцепления и тормоза поближе к рулю. Пока своей машины нет - сначала сяду за руль отцовской, а потом и на собственную заработаю.

Кстати, для Алексея машина - это не только возможность спокойно добираться каждый день на работу. Он любит путешествовать и мечтает посмотреть мир.

Комментарий

Ирина Новицкая, начальник отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Краснодарского края:

- В крае живет около 400 тысяч инвалидов. К сожалению, количество нарушений прав людей с ограниченными физическими возможностями не снижается. Проверки показали: практически повсеместно органы местного самоуправления, руководители организаций не в полной мере обеспечивают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

К примеру, в Туапсе инвалиды не могли попасть к кассам на автовокзале и ознакомиться со справочной информацией, так как учреждение не оборудовано специальными приспособлениями. В Геленджике работает санаторий Всероссийского общества слепых, однако около здравницы не оборудован переход, нет и светофора со звуковыми сигналами. В обоих случаях прокуроры направили в суд заявление о признании незаконным бездействие администраций муниципальных образований. В Туапсе производство по делу прекращено, так как требования прокурора были удовлетворены. В Геленджике дело еще находится в суде.

За первые шесть месяцев 2009 года прокуратурой края выявлено 1627 случаев нарушений прав инвалидов, при этом 210 человек привлечены к дисциплинарной, а 104 юридических и должностных лица - к административной ответственности. В суд направлены 332 заявления. Внесено 358 представлений - причем не только в органы власти, но и руководителям различных предприятий и организаций. Большинство нарушений связаны с необеспечением беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры: отсутствуют пандусы, парковки и специальные места для инвалидов на стоянках, нет удобных спусков, низкопольного транспорта для колясочников, светофоров со звуковыми сигналами для слабовидящих. Нельзя забывать, что Краснодарский край - курортный регион, поэтому мы поставили задачу перед прокурорами городов и районов не оставлять без внимания и такую проблему, как обеспечение возможности для инвалидов попасть на пляжи, в места общего пользования на побережье. Чтобы люди могли просто отдохнуть.

В России действует закон о социальной защите инвалидов. В крае принят закон об обеспечении доступа маломобильных групп к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Понятно, у муниципалитетов много проблем, но и эту тоже надо решать.