Концертный календарь октября: покой нам только снится

После летнего затишья и сентябрьского разгона, в октябре поп-музыкальный календарь Москвы не дает меломану передышки. Описанные музыкальным обозревателем "РГ" Александром Алексеевым концерты "Сплин", Red Snapper и Элтона Джона - это только начало; обещанного в прошлом году на волне кризисного пессимизма музыкального безрыбья в Москве не наблюдается. Приятных концертов не счесть - "РГ"  отобрала лишь те события, которые явно выделяются из общего процесса.
 
9 октября в "Крокус-Экспо" состоится концерт группы The Prodigy - патриархов электронной музыки 90-х, заставивших электронный бит хлестать энергией панка. В нашей стране их любили так, как до того - The Beatles или Depeche Mode: любовью русской, беззаветной, обожающей. Их первое выступление прошло в Москве в 1997 году, на Манежной площади; в лютый мороз эти четверо вышли на сцену в рубашках - и двигались, пели, кричали, танцевали так, что едва ли успели замерзнуть. Сейчас они стали старше - за прошедшее с тех пор время они успели побывать группой номер один в мире с альбомом "Fat of The Land", разойтись по сольным проектам, хорошенько перессориться, с некоторыми потерями в составе собраться снова, чтобы выпустить свой последний на сегодняшний момент альбом Invaders Must Die, который и будет представлен на концерте. "Нет ничего прекраснее нас четверых, орущих друг на друга и вечно дурачащихся на сцене", - говорил в 1995 году один из лидеров проекта Кейт Флинт. Неизвестно, что заставило их объединиться снова - тоска по совместному творчеству или финансовые обстоятельства, однако музыка последней пластинки позволяет зрителю повторить эти же слова. И едва ли выступление в этом плане проиграет записи.
 
Через пять дней, 14 октября, в Лужниках можно будет увидеть других ключевых персонажей 90-х - Massive Attack, чьи грустные мелодии, помноженные на медленно шагающие ритмы, будучи однажды услышанными, запоминаются навсегда. Их числят среди отцов трип-хопа, а точнее - бристольской волны. Вышло так, что абсолютно все причастные к появлению этого стиля, перевернувшего всю музыку второй половины прошлого десятилетия, проживали в одном городе - мрачном британском порту Бристоле. О характере жизни в этом городе интересно говорит Джефф Бэрроу, коллега и земляк МА из группы Portishead: "Однажды я вышел из дома и увидел человека, умирающего от передозировки, прямо на пороге моего дома". Как и Portishead, Massive Attack стали классиками - по их музыке ставятся балеты, она звучит в фильмах, а их знаменитая песня Teardrop стала темой самого популярного на сегодняшний день в мире сериала "Доктор Хаус".
 
На следующий день, 15 октября, в этом же зале пройдет концерт Джона Лорда - бывшего клавишника Deep Purple. Применительно к нему слово "легенда" звучит не томной речевой фигурой, а сухой констатацией факта. Во многом благодаря ему DP были не просто аккомпанирующим составом Ритчи Блэкмора, а созвездием личностей, зачастую разнонаправленных. Во многом благодаря ему их знаменитый "Концерт для группы с оркестром" 1974 года стал первым - и самым главным в истории музыки примером альянса рока и симфонической музыки. В Москве Лорд будет выступать с Московским Симфоническим оркестр, а за дирижерский пульта встанет Владимир Зива. И это будет как минимум любопытно - даже если вы никогда не любили Deep Purple.
 
Для тех, кто имеет предубеждения по поводу хард-рока и сочинений Джона Лорда, в этот день есть интересная альтернатива - концерт достаточно редко приезжающей в Россию группы Lenegdary Pink Dots в клубе Ikra. Их музыку принято относить к индустриальной и готической субкультурам - однако ни тем, ни другим их музыка по факту не является.  Правильнее было бы причислить этот состав к плеяде "темных мистиков", поставить их в один ряд с такими проектами как Coil, Current 93 и другими исследователями оттенков синего сумрака и черной печали; корни же их музыки произрастают из разноцветной психоделии конца 60-х.
 
Через неделю в Москве - еще один замечательный визит: в клуб B1 Maximum приедет Нина Хаген. Ее биография - как будто растянувшаяся на всю жизнь повесть о плохой школьнице. Уроженка ГДР, она уже в старших вела себя настолько вызывающе (и по диссидентски), что ее вытолкали из пионеров. Начав карьеру подпольного музыканта в атмосфере жутковатого хонеккеровского застоя, она очень быстро встала перед необходимостью покинуть свою социалистическую родину. И вот тут произошло забавное превращение - казалось бы, подражающая английским и американским панкам девочка из соцлагеря оказалась вполне самостоятельной творческой единицей. Настолько серьезной, что после скорого возвращения она сумела сколотить настоящую группу и продолжить свою деятельность - да так, что ее записи стали расходиться по рукам не только в ГДР, но и в СССР.

Ее карьере уже больше 30 лет, за время которых она успела много раз поменять свои религиозные убеждения, но не успела остепениться - и было бы удобно записать ее в разряд сумасшедших старух рок-н-ролла, все еще не уехавших из своего Вудстока. Но на самом деле за ее кричащим макияжем и вызывающим поведением на сцене стоит нечто большее, чем мнимая инфантильность - она, как ни странно, послужила связующим звеном между немецким кабаре первой половины ХХ века и современной музыкой, в том или ином виде выросшей из панка.  И еще - когда вам говорят о том, что она - немецкая Жанна Агузарова, то знайте, что ваш собеседник просто путает причину со следствием.
 
Ну а в конце месяца свой опыт по скрещиванию двух культур представит группа Би-2, выступающая с Симфоническим оркестром МВД. Лева и Шура Би-2 единственные выжили из не самой яркой в истории русской музыки плеяды "рокапопса" - русского поп-рока начала нынешнего десятилетия, представители которого думали, что у них получится играть его так же круто, как у основателей жанра, Земфиры и "Мумий-тролля". Только если последние отыскали собственную дорожку и стиль, то наши герои взяли другим - они внимательно следят за меняющейся картой трендов и неизменно осмысливают каждый новый тренд в каждом новом альбоме. Им это делать несложно - Шура и Лева ведут еженедельную радиопрограмму "Биология", в которой обозревают все самое новое и актуальное, что выходит или играется в мире. Предыдущий их диск "Молоко", при всей сохранности фирменного звука Би-2, явно испытал на себе влияние тогдашних диско-панка и ню-рейва. Нынешний "Лунапарк" с точки зрения приветственных кивков, цитат даже сложно отнести к какому-либо четкому стилю - абсолютно сегодняшний рок с британским акцентом. Так или иначе, Би-2 - и уже не в первый раз - пойдет дорогой Deep Purple и Джона Лорда: на выступлении в Б1 им будет аккомпанировать Симфонический оркестр МВД. Быть может, немного кощунственно говорить так, но точнее не скажешь - симфонические аранжировки романтичным песням Би-2 очень идут.