Во второй раз в Большом зале консерватории выступил Молодежный симфонический оркестр стран СНГ. Впечатляющий дебют интернационального коллектива состоялся с дирижером Юрием Симоновым в сентябре прошлого года. На этот раз музыканты из 12 стран выступили под руководством Марка Горенштейна, исполнив программу из сочинений Шостаковича, Чайковского, Бизе и Гершвина.
Второе выступление Молодежного оркестра в Москве вызвало неменьший ажиотаж, чем прошлогодний дебют. Вновь аншлаг в Большом зале консерватории, редко случающийся на дневных концертах, атмосфера всеобщего воодушевления и что-то неуловимое - глубоко оптимистичное, целостное, растворенное в настроении зала и сцены. Сама идея совместного музицирования молодых людей из стран, когда-то прочно связанных общей культурной средой и сложившимися исполнительскими традициями, рождает уверенность, что такие ценности, как искусство, творчество, дружеское общение людей, не утрачивают смысла. Именно поэтому проект, задуманный три года назад Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ при участии Московской филармонии, уже имеет успех.
В нынешнем составе Молодежного симфонического оркестра собрались 106 музыкантов из 12 стран. Гастрольный маршрут проложен по шести городам: Одесса, Киев, Минск, Москва, Ереван и Кишинев, где планируется выступление МСО с пианистом Денисом Мацуевым на саммите президентов стран - участниц СНГ. Оркестр в данном случае послужит своего рода камертоном и образцом гармонического взаимодействия представителей разных стран. И тот факт, что в этом году в МСО играет скрипачка из Грузии Кетеван Абиатари (в прошлый раз трое грузинских музыкантов не приехали в Москву), из того же "гармонического" ряда.
Видео: Сергей Куксин |
Безусловно, главная черта оркестра - молодость, следовательно - энтузиазм, умение быстро и жадно схватывать то, что предлагается освоить за короткое время репетиционной сессии. В этом году оркестру предложили и новый репертуар, и нового руководителя (по регламенту дирижер МСО меняется каждый год) - Марка Горенштейна, и возможность посещать мастер-классы известных музыкантов в рамках Международного фестиваля мастер-классов, организованного Ольгой Ростропович. Результат - стремительный. После трех недель репетиций и концертов, сыгранных в Одессе, Киеве и Минске, оркестр предстал в Большом зале консерватории как прочный музыкальный монолит - отлаженный, крепко сшитый по звуку, слитный, захватывающий своей яркой энергетикой. И это главное, чего добился Марк Горенштейн. С масштабом прозвучала "Праздничная увертюра" Шостаковича, в лирическом ключе, отсылая слушателя к миниатюрам "Времена года", - Первый концерт Чайковского в исполнении пианиста Мирослава Култышева. Оркестру немного не хватило гибкости, "французистости" в "Арлезианке" Бизе, зато лихо удались сложнейшие ритмы в Сюите Гершвина из оперы "Порги и Бесс". Для столь молодого оркестра - это успешный результат, позволяющий уже сегодня воспринимать МСО не только как красивое общественное, но и неординарное музыкальное явление.
Умида Абасова (скрипка), Азербайджан:
- Я уже во второй раз участвую в сессии Молодежного оркестра и чтобы приехать сюда, снова проходила очень жесткий конкурс. Невозможно передать, что все мы чувствуем здесь. Во-первых, тот профессиональный уровень, который дают нам дирижеры, не сравним ни с чем. В прошлом году с нами работал Юрий Симонов, в этом - Марк Горенштейн. Оба - потрясающие музыканты и великолепные люди, с которыми хочется работать. Вдохновляет то, что, где бы мы ни играли, реакция феерическая. Все в восторге от оркестра. Мы счастливы и, конечно, не расстанемся по окончании проекта: будем созваниваться, общаться по Интернету.
Кетеван Абиатари (скрипка), Грузия:
- Я окончила Тбилисскую консерваторию в этом году, участвовала в международных конкурсах, выступала с сольным концертом. В Тбилиси постоянно проходят концерты и фестивали симфонической и камерной музыки: в Консерватории, в Музыкальном центре, в других залах. Я услышала, что есть такой проект - Молодежный оркестр, и отправила письмо с записью произведений Сарасте. Мне позвонили и сказали, что выбрали меня. И я очень рада, что приехала сюда, что участвую в этом замечательном туре. Мы все очень дружим, о нас здесь заботятся. Я думаю, что в музыке не должно быть границ: все-таки музыка служит миру.