Петербургский режиссер Александр Сокуров снимает в Чехии фильм "Фауст". Это заключительная часть кинотетралогии о течении истории. Началась она с фильма "Молох" (персонаж - Адольф Гитлер), продолжена фильмами "Телец" (Владимир Ленин) и "Солнце" (японский император Хирохито).
О том, как проходят съемки, рассказал "РГ" продюсер и кинокомпозитор Андрей Сигле.
Российская газета: Как дела на съемочной площадке?
Андрей Сигле: Снимаем в 140 километрах от Праги. Живописное место, горное озеро, большой карьер. Начали с подводных съемок. Уже снято много материала. У нас большая интернациональная команда: около 120 человек на площадке говорят на пяти языках. Немецкие актеры, русские художники, операторы и режиссер. Есть канадец и монгол. Оператор-постановщик - француз Бруно Дельбоннель, дважды номинировавшийся на "Оскар", снявший фильм "Гарри Поттер и Принц-полукровка". Бруно говорит, что давно мечтал снимать большое авторское кино, поработать с Сокуровым. Снимаем с трех камер. Для Александра Николаевича это первый опыт многокамерной съемки. График насыщенный - всего 46 съемочных дней. В трех замках построены декорации. Интерес к картине огромный. Нас буквально одолевают зарубежные журналисты. Выручает то, что снимаем вдали от Праги. Добраться туда сложно, и даже телефонной связи там нет.
РГ: Кто играет главных героев?
Сигле: В роли Фауста известный в Германии театральный актер Йоханнес Цайлер. Ростовщик - Антон Адасинский, ученик Вячеслава Полунина, создатель театра DEREVO. Второй российский актер, задействованный в картине, - Леонид Мозговой, он перевоплощается в несколько персонажей, о которых мы говорить пока не будем. Маргарита - Изольда Дюшаук, немецкая актриса с русскими корнями, она родилась в России, в Сургуте, прекрасно говорит по-русски, как и по-немецки, английски. Всего на картине занято около 30 актеров. В массовке - более 100 человек.
РГ: Сценарий написан Юрием Арабовым?
Сигле: Да, Юрий Арабов - драматург всех картин этой тетралогии. Но "Фауст" - настолько грандиозный проект и настольно важный для Сокурова, что Александр Николаевич также принял активное участие в написании сценария. Хочу заметить, что "Фауст" снимается на языке оригинала - немецком.
РГ: Где еще будут проходить съемки "Фауста"?
Сигле: Из Чехии переместимся в Исландию, где снимем финал картины. В России съемок не будет.
РГ: Кто поддерживает производство фильма?
Сигле: Петербургский Фонд развития и поддержки СМИ. Наш проект курирует премьер-министр Владимир Путин. В начале года на пресс-конференции в Дрездене он представил нашего "Фауста" как российский артефакт.
РГ: Вы занимаетесь и сериалами. Что нового готовите для телезрителей?
Сигле: В 2002 году мы с Дмитрием Светозаровым создали киностудию "АСДС", которая специализируется на телевизионной продукции. За эти годы мы выпустили сериалы "Фаворский", "Вепрь", "Преступление и наказание", "Синдикат", "Братья" и другие.
Телевидение дает нам возможность изложить сюжет в развернутой "романной" манере. Плюс к тому - это непосредственное обращение к огромной аудитории зрителей. И, что не менее важно для меня, продюсера, экономически оправдывается схема: деньги, заработанные на сериалах, дают нам возможность снимать авторское кино. Хочу заметить, что ни за один сериал нам не стыдно. Главное - не опускаться ниже планки своего представления о том, что есть хорошее кино и что - уже "жвачка", ширпотреб. Сейчас беремся за новый сериал, мелодраму "Мать и мачеха" по заказу Первого канала.
РГ: У вас есть мечта поработать в каком-то жанре - как продюсеру, как композитору?
Сигле: Мне очень хочется взяться за детское мультипликационное кино. У меня подрастает дочь, и я вижу, как не хватает хорошего, доброго, светлого кино, таких классных мультиков, которые были у нас когда-то в детстве.
Есть хороший замысел. Московский сценарист Олег Егоров сочинил прекрасную историю про котов "Черный Питер". Мультипликация - процесс дорогостоящий и длительный, требующий большой подготовительной работы, чем мы сейчас и занимаемся. Это мой первый опыт работы в мультипликации, поэтому я подхожу к ней осторожно, тщательно.
Что касается меня, как композитора, "непобежденной вершиной" остается опера. Александр Николаевич Сокуров заразил меня идеей постановки оперы на тему блокады, к которой я обязательно вернусь.
РГ: А музыку для души теперь не пишете? Только по заказу?
Сигле: Я всегда пишу музыку только для души. Правда, частенько заказываю сам себе, так получается. (Улыбается.) Не пишу каждый день, не занимаюсь графоманией, у меня нет в столе написанных симфоний, которые никто не исполняет. Все-таки я работаю в достаточно востребованном жанре - киномузыке. Этому я учился, это люблю. Если я уверен, что новый фильм что-то добавит мне в жизни, если вижу, что он мне близок и что я могу это сделать, тогда берусь за дело. В планах у меня музыка к новому анимационному фильму Ирины Евтеевой "Маленькие трагедии". Я всегда с удовольствием участвую в ее картинах, даже если времени у меня совсем нет. Считаю ее великолепным мастером, к сожалению, совершенно не известным нашему зрителю, а вот в мире она котируется как один из лучших анимационных режиссеров. А еще буду писать музыку к тонкой драме Анны Фенченко "Пропавший без вести". Увы, в сутках всего 24 часа, сейчас в разгаре работа над "Фаустом", который требует концентрации всех сил и эмоций.