Вчера в атриуме Большого театра были названы лауреаты литературной премии "Ясная Поляна"-2009. Победителями стали писатель и журналист Василий Голованов и один из самых ярких и самобытных представителей "деревенской прозы" последнего времени Владимир Личутин.
Литературная премия "Ясная Поляна" имени Льва Толстого, учредителем которой выступает государственный мемориальный и природный музей-заповедник "Ясная Поляна", была основана в 2003 году к 175-летию Льва Толстого. Согласно ее положению лауреатами становятся современные авторы, чьи произведения "ориентированы на нравственные ценности и следуют традициям классической русской литературы и творчества Льва Толстого".
Премия присуждается в двух номинациях: "Современная классика" - 20 тысяч долларов и "ХХI век" - 10 тысяч долларов. Ее лауреатами в прежние годы становились такие известные писатели, как Виктор Лихоносов, Анатолий Ким, Леонид Бородин, Петр Краснов, Антон Уткин, Александр Яковлев, Алексей Иванов, Захар Прилепин, Людмила Сараскина.
Видео: Виктор Васенин |
Из трех финалистов премии этого года в номинации "ХХI век" - Василия Голованова, Игоря Малышева и Романа Сенчина - жюри в составе Владимира Толстого (председатель), Льва Аннинского, Павла Басинского, Игоря Золотусского, Валентина Курбатова и Владислава Отрошенко выбрало писателя и журналиста Василия Голованова, а именно его книгу-эссе "Остров, или Оправдание бессмысленных путешествий" (М.: Вагриус, 2002). Это лирико-философское повествование о поиске молодым (впрочем, уже и не очень молодым) человеком своего места на земле и в мироздании, классические "поиски и примирения", которые лежали и в основе исканий молодого (впрочем, и не только молодого) Льва Толстого. Василий Голованов, сын журналиста Ярослава Голованова, более известен как талантливый публицист и репортер. Менее известна его проза, в том числе и документальная: например, замечательное исследование о батьке Махно "Тачанки с Юга".
Лауреатом в номинации "Современная классика" стал один из последних русских "деревенщиков" Владимир Личутин за 3-томную эпопею "Раскол". О "Расколе" в свое время много писали и спорили. Кажется, Владимир Личутин - единственный из "деревенщиков", кто был принят "продвинутой" критикой нового поколения и, в частности, удостоился безудержных похвал Льва Данилкина. Причиной тому - необычный стиль и язык Личутина, существующий где-то на границе северных народных сказаний и лингвистических экспериментов Андрея Белого и Велимира Хлебникова. Так или иначе Владимир Личутин - яркая величина в прозе последних десятилетий, с этим не поспоришь. К тому же его роман-эпопея - емкое историческое повествование о раскольниках, что тоже отвечает мятежному духу Льва Николаевича.