Все главные призы фестиваля "Россия" взяли фильмы, снятые далеко от столиц

Вчера в Екатеринбурге завершился ХХ юбилейный фестиваль документальных фильмов "Россия". Гран-при завоевала 43-минутная лента новосибирского режиссера Евгения Соломина "Глубинка 35х45".

Это блестяще сделанная портретная галерея выразительных характеров и врезающихся в память типажей жителей дальних сибирских сел. Главный герой - фотограф, который снимает их для новых паспортов, - в стране идет массовый обмен удостоверений личности. Люди садятся перед его камерой лишь на минуту, но за эти мгновения автору удается очень многое рассказать нам о типичных судьбах российской глубинки, о ее прошлом и настоящем. В коротком диалоге. В острой реплике. Или даже просто в молчании.

Лучшим короткометражным фильмом признан "Занавес" Владимира Головнева. Молодой омский режиссер провел несколько недель в закулисье театра, работающего в маленьком уральском городе Ирбите. Здесь свои интриги, конфликты, своя ревность, свои капризы местных премьеров - и подвижническое служение искусству, которое плохо кормит, но приносит маленьким зрителям, никогда не видевшим театра, настоящую радость. Картина очень емкая, в 26 минут автор сумел спрессовать целую связку человеческих судеб, ее смотришь на одном дыхании, и это тот редкий случай, когда хочется, чтобы она продолжалась еще и еще.

Приз за лучший полнометражный фильм жюри решило не присуждать, подчеркнув тем самым заметное снижение общего профессионального уровня нашей документалистики. Зато лауреатов специальных призов жюри оказалось сразу двое: екатеринбургский режиссер Владислав Тарик с 12-минутным фильмом "Светлый путь" и Светлана Стрельникова с полнометражной лентой "Аритмия".

В первом фильме автор сталкивает ликующие кадры официальной советской кинохроники с обескураживающими воспоминаниями реальных участников событий. Во втором, снятом в типичном для студии "Кинотеатр DOC" псевдодокументальном стиле, сделана попытка проанализировать феномен современного мотылькового характера: в центре рассказа молодой врач, который разрывается между страждущими пациентами и дискотекой и никак не может сделать окончательный выбор.

Приз за лучшую операторскую работу присужден Ирине Шаталовой, снявшей ленту Насти Тарасовой "Безработные" - о наших гастарбайтерах в Польше. Приз имени Романа Кармена вручен Павлу Костомарову, автору, режиссеру и оператору фильма "Вдвоем". Наконец, премия за лучший дебют досталась режиссеру из Владикавказа Алине Акоефф за емкий и выразительный рассказ о трагедии детей Беслана "Письма из будущего".

Фестиваль "Россия" считается самым авторитетным и представительным смотром нашего неигрового кино. В этом году в нем участвовали кинематографисты России, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Всего жюри под председательством каннского лауреата режиссера Сергея Дворцевого просмотрело 35 короткометражных и полнометражных лент.