В минувшую субботу при столкновении пассажирского автобуса с легковым автомобилем в Апшеронском районе погибли три человека.
Увы, подобные ЧП происходят все чаще. Только в этом году жертвами ДТП стали почти 700 кубанцев, свыше пяти тысяч человек получили травмы. То, что наши дороги превратились в настоящую зону бедствия, подтвердила и недавняя прокурорская проверка. В ходе ее было выявлено более 700 нарушений, возбуждено около 160 административных дел, в десяти случаях материалы направлены в следственные органы. В целом же ситуация в сфере безопасности дорожного движения признана неблагополучной.
На координационном совещании в Краснодаре, которое впервые прокуроры провели вместе с главами городов и районов, обсудили причины происходящего. Говорили о плохих дорогах, слабой подготовке начинающих автолюбителей, несоблюдении режима труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков, а также использовании транспорта, который давно пора списать на металлолом.
Вряд ли в стране есть еще один регион, в котором на дороги приходится такая нагрузка, как на Кубани. Своих машин более одного миллиона 800 тысяч плюс огромный поток транзитного грузового транспорта. А в пик курортного сезона дорожные артерии и вовсе загружены под завязку. Дороги изнашиваются быстро, а ремонтируют их медленно, особенно муниципальные власти, отвечающие за улично-дорожную сеть населенных пунктов. Отговорка у всех одна: отсутствие средств, хотя прокурорская проверка выявила факты не только неэффективного использования бюджетных денег, но и нецелевого.
О коррупции на совещании говорили много и резко. Досталось сотрудникам ГИБДД, которые пока работают по принципу как наказать, а не как предупредить ДТП, прячутся в кустах, думая о своем кармане, а не о безопасности на дорогах. "Эти люди позорят форму, - заявил начальник УГИБДД ГУВД края Геннадий Казюлин. - Наша задача - выявить нарушение закона и устранить его". Устранять будут и с помощью современной техники. "Мы продолжаем ставить край под видеоконтроль. Ведь по всей Кубани палочкой не намашешься, на каждый угол милиционера не поставишь", - сказал губернатор Александр Ткачев. В качестве примера он привел Сочи, где вопросами видеонаблюдения занялись вплотную.
Анализ показывает, что причина большинства аварий лежит в пресловутом "человеческом факторе". Если механик автопредприятия выпускает на линию неисправный автобус, медики формально контролируют состояние того, кто садится за руль, а автошколы "штампуют" водителей, не задумываясь о качестве их подготовки, беды не избежать. Когда на дорогах в муниципалитетах нет ограждений и переходов, светофоры выходят из строя, а вся уличная сеть содержится по остаточному принципу, люди чаще пропадают под колеса автомобилей. И мириться с этим в дальнейшем - просто недопустимо.
Леонид Коржинек, прокурор Краснодарского края:
- Основной безопасности дорожного движения является состояние улично-дорожной сети, эксплуатация и содержание дорог. В связи с этим на первый план выходят вопросы финансирования. На этот год из краевого бюджета планировалось направить на реализацию целевой программы, направленной на сокращение количества ДТП и снижение ущерба от их последствий, около 54 миллионов рублей, однако сумму сократили почти вдвое. А финансирование программы по реконструкции и ремонту улично-дорожной сети муниципальных образований Краснодарского края вовсе приостановлено. Это тревожный симптом: нельзя экономить на безопасности людей.
Серьезные нарекания и к системе подготовки водителей. В крае их обучением занимаются организации преимущественно коммерческого направления. Большинство из них не имеют собственных автодромов и обучают новичков на допотопном оборудовании. Контролирующие функции возложены на департамент образования и науки, однако более чем из 170 подобных организаций в этом году департаментом было проверено лишь шесть. Есть примеры, когда лицензии выдавались на срок свыше трех лет, хотя учебные помещения и автодромы были арендованы соискателями всего на год. Стоит ли удивляться росту числа ДТП, совершенных "молодыми" водителями?
В дальнейшем надзорная деятельность в указанной сфере правоотношений будет осуществляться на постоянной основе. При этом будет даваться оценка не только наличию и полноте финансирования программ, но и эффективности расходования бюджетных средств.