Режиссер и продюсер Михаил Калатозишвили умер рано - в таких случаях говорят: на взлете.
Но сам этот взлет оказался, как часто бывает, поздним: свою главную картину "Дикое поле" он снял на пороге пятидесятилетия. Этот фильм и принес ему главный успех.
По плохой традиции кинематографа, пятидесятилетний режиссер, автор, постановщик и продюсер более десятка игровых и документальных картин до последних дней проходил по ведомству "молодых". На его счету были уже Гран-при в Бергамо и авторитетные призы в Чикаго, Берлине, Монреале, Теллуриде, Пескаро и Мадриде за кинодраму 1992 года "Избранник" - и все равно на фестивале 2008 года в Венеции его "Дикое поле" шло в рамках молодежной программы "Горизонты". Оно получило почетное упоминание главного жюри, призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри на фестивале молодого кино Восточной Европы в Коттбусе.
Михаил Калатозишвили снял немного фильмов. Человек Грузии, он знал и ценил вкус каждого мгновения нашей недолгой жизни. И, как сам признавался, ждал сценария, который бы задел за живое. В интервью "РГ" рассказывал, что когда прочитал сценарий "Дикого поля", то понял, что умрет, если не снимет это кино. Сценарий принадлежал перу Петра Луцика и Алексея Саморядова - очень талантливых драматургов, тоже рано ушедших из жизни и тоже оставивших в искусстве свой незабываемый след.
Он снял этот сценарий. Он успел. И его фильм "Дикое поле" был признан академиками "Золотого орла" лучшей картиной 2008 года.
Да, он снимал мало - был по горло занят поддержкой новых молодых. Внук знаменитого Михаила Калатозова, он азартно отдавался продюсированию картин начинающих талантов. В 2000 году создал некоммерческий Фонд Михаила Калатозова, который помог многим сделать свои первые картины. И конечно, снял документальный фильм о своем деде - единственном российском режиссере, получившем в Канне "Золотую пальмовую ветвь" за бессмерт ную картину "Летят журавли". Картина Михаила Калатозишвили вышла на DVD во всем мире, но в России ее до сих пор мало кто видел.
Его "Дикое поле" в Венеции стало одной из главных сенсаций: фильмов такой художественной силы и столь волнующих по теме в нашем кино не появлялось со времен "Возвращения" Андрея Звягинцева. Герой ленты - врач. Действие происходит в некоем заброшенном пространстве, которое воспринималось метафорой всей современной России. Дом врача, он же амбулатория, он же операционная, стоит в пустоте, из этой пустоты приходят за помощью люди. Люди спившиеся, враждующие, обнищавшие и доведенные до крайности тоской и бессмысленностью: "Хоть бы война началась - все веселее!" Уже не действуют законы - как в пору смуты и безвластия. Последний представитель власти - милиционер, потный, измочаленный, растерянный. Последний человек, способный помочь, - врач Митя, выполняющий свой долг уже без инструментов и лекарств, которые кончились навсегда. Время одичания.
В образе врача-подвижника Михаил Калатозишвили реализовал свой главный постулат: люди рождены, чтобы помогать друг другу - в этом счастье. "Я пытался сделать кино про счастливого человека, - объяснил он мне в Венеции. - Наш доктор счастлив, потому что абсолютно точно понимает, зачем он там, в этой пустыне, что он делает, чем и кому помогает".
Думаю, это счастье помогать людям Михаил Калатозишвили реализовал сполна... Жизнь - несправедливая штука: легче всего она обрывается у людей с сердцем. Каждая такая смерть - потеря не просто хорошего, талантливого человека, но и мира, который он в себе нес и который только успел приоткрыть людям. "Дикое поле" ясно показало, как много могли ожидать от этого художника.