В скором времени государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут получить возможность преобразования в автономные учреждения (АУ). Напомним, что сейчас преобразование таких предприятий в АУ невозможно. Минэкономразвития уже подготовило поправки в закон об автономных учреждениях, которые расширяют возможности создания и работы АУ. Эксперты считают, что государство, таким образом, пытается предпринять очередную попытку избавиться от многочисленной армии ФГУПов и МУПов.
Сегодня деятельность данных предприятий, как отмечалось в последнем докладе ФАС о состоянии конкуренции, одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции. Государство на протяжении нескольких лет пытается сократить их число с помощью приватизации. Однако на деле этот процесс идет не так активно, как хотелось бы. Эксперты считают, что виной тому является то, что предприятия, которые выставляются на продажу, это "неликвиды" - неинтересные рынку. Кроме того, многие предприятия и сами не рвутся стать приватизированными, это же потеря бюджетных денег.
Автономные учреждения - это интересное предложение, и финансирование сохраняется, и свободы прибавляется. По сути, АУ остаются государственными, но они уже не работают по утвержденной сверху смете доходов и расходов. На смену ей идет финансирование в форме субвенций и субсидий, из государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законом. Кстати новые поправки предлагают изменить способы финансового обеспечения деятельности автономных учреждений. Авторы законопроекта считают, что необходимо исключить субвенцию, оставив субсидиарный порядок предоставления средств. Эксперты уверены, что это плюс. "Субсидирование как софинансирование деятельности оставляет больше маневра для управления получаемыми из бюджета средствами, а значит, направляться они могут на наименее защищенные и неразвитые сферы деятельности автономных учреждений, - рассказала "РБГ" Евгения Качерик, директор по развитию УК "Независимые директора".
Однако, по мнению Ольги Сидоровой, старшего юриста Юридического бюро "Падва и Эпштейн", новые поправки должны повлечь за собой ряд других изменений в законодательстве. И в первую очередь это касается гарантий государственного финансирования федеральных АУ. "Сегодня на уровне правительства РФ разработан порядок такого финансирования. Он предусматривает льготный трехлетний период для "выравнивания финансового обеспечения", когда такому учреждению гарантированно предоставлено финансирование в виде субсидий, - пояснила эксперт. - Но эта льгота - пока только для тех учреждений, которые были созданы на базе государственных или муниципальных учреждений. Еще одним принципиальным изменением может стать право АУ вносить свое имущество (кроме недвижимости) в уставный капитал других юридических лиц, не спрашивая согласия своего учредителя. Сейчас любые подобные сделки возможны только по согласованию с учредителем - как правило, в лице государства".
В целом поправки эксперты называют не лишними и позитивными. По словам Марии Калининой, руководителя юридического департамента АКГ "Интерком-Аудит", законопроект кардинально не изменит правового положения автономных учреждений, он носит скорее уточняющий характер. "Например, он изменяет полномочия руководителя автономного учреждения, который не сможет больше утверждать годовую бухгалтерскую отчетность - это будет делать наблюдательный совет, при этом руководитель сможет участвовать на его заседаниях с правом совещательного голоса", - рассказала эксперт.
Евгения Качерик, отметила вводимое ограничение на количество представителей государственных органов в составе наблюдательного совета. "Одна треть от общего числа членов совета, половина из которых являются представителями органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, - это та реальная пропорция, которая не будет мешать осуществлению прямой деятельности учреждения", - считает эксперт.