Николай Кругликов: Снизить убытки рыбохозяйственного комплекса можно за счет страхования

Рентабельность и эффективность работы рыбной отрасли напрямую зависит от климатических факторов. А значит, вероятность окупаемости капитала и получения прибыли в этой сфере связаны с большими рисками. Понятно, что влиять на погоду, миграцию рыб и прочие природные явления рыбаки не могут. Но вот избежать связанных с природными явлениями финансовых потерь - задача вполне выполнимая. О том, как это сделать, "РГ" беседует с начальником управления экономики, имущественных отношений и перспективного развития Федерального агентства по рыболовству Николаем Кругликовым.

Николай Витальевич, какие программы страхования реально работают в рыбной отрасли? Насколько они эффективны?

Сегодня потребности рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерациистраховые компании предлагают покрывать только за счет морского страхования. Однако морское страхование предусматривает покрытие не всех рисков отрасли. Ведь рыбохозяйственный комплекс - это не только рыболовство, но и рыбоводство, рыбопереработка, транспортировка и реализация продукции.

И если говорить о предприятиях рыбохозяйственного комплекса, то неохваченными на данный момент страховщиками остаются предприятия, занимающиеся аква- и марикультурой. Страховая компания вполне могла бы обеспечить риски этого сегмента предпринимателей, связанные с осуществлением их хозяйственной деятельности, такие, как гибель молоди, рыбопосадочного материала, выход из строя технологического оборудования для рыборазведения.

Данный вид страхования имеет серьезный потенциал и может быть распространен в России как на прудовых, так на мари-хозяйствах (выращивание в морской воде).

Также неохваченным остается и другой вопрос - возможность страхования недополученной выгоды, пролова (невылова) водных биоресурсов. К этому рыбаков побуждает нестабильная ситуация как на рынке, так и на промысле, ведь добыча рыбы - это рискованный, сложно предсказуемый бизнес, связанный с колебаниями запасов водных биоресурсов по годам, плохой текущей промысловой обстановкой.

На сегодняшний день практически ни одно комплексное морское страхование не способно покрыть все потребности рыбаков в страховании. И несомненно, чувствуется недостаточный уровень развития страхования в отрасли. Отсутствуют специальные комплексные программы страхования для рыбохозяйственного комплекса, которые включали бы в себя систему различных страховых услуг, оптимальное сочетание которых позволит обеспечить эффективное управление рисками на предприятиях отрасли.

Насколько я знаю, рыбопромысловый флот и морским страхованием охвачен слабо...

Морское страхование включает каско судов, страхование ответственности судовладельцев (в том числе перед членами экипажа) и иногда страхование грузов. Развитие рынка морского страхования тесно связано с развитием торгового мореплавания, и, конечно, рыболовства. Те риски и опасности, которые неизбежны при ведении рыбохозяйственной деятельности, безусловно, должны быть обеспечены страхованием.

Проблем здесь несколько. Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Однако большая часть этих судов изношено и морально устарело. Около 68% - таков показатель физического износа флота на данный момент. И эта отметка критическая. Ситуация усугубляется нерегулируемым, хаотичным пополнением флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении судов иностранного производства.

Старение и изношенность рыбопромыслового флота, невозможность поддерживать его в технически исправном состоянии, низкая рентабельность его работы - все это приводит к тому, что доля рыбопромыслового флота в страховом портфеле уменьшается с каждым годом, так как рыбохозяйственные предприятия не всегда готовы на включение дополнительной статьи расходов в свой бюджет. Тем более что у рыбаков сегодня и без того достаточно сложное финансовое положение, особенно в условиях кризиса, в плане значительной налоговой нагрузки, неоправданной стоимости топлива, высокой стоимости обслуживания кредитов.

Насколько эффективно добровольное страхование судов, грузов и ответственности судовладельцев?

В настоящее время в России в области морского страхования активно задействованы около десятка страховых компаний, что является более-менее достаточным количеством с учетом сегодняшнего объема рынка. Вместе с тем, имея значительный потенциал роста, морское страхование привлекает большое количество новых страховых компаний, которые пытаются войти в этот сегмент рынка. Их главным оружием в конкурентной борьбе за клиента с опытными страховщиками становятся заниженные тарифы страхования. Однако после наступления страхового случая клиент может столкнуться с проблемой, что у компании-новичка не окажется средств, чтобы покрыть убытки судовладельца, так как в этой сфере они порой составляют не один миллион долларов.

Поэтому одной из задач мы для себя видим обеспечение сбалансированности интересов как новичков на рынке морского страхования, так и крупных давно зарекомендовавших себя страховых компаний.

Похожая ситуация и в агростраховании. Хотя, конечно, оно намного лучше развито, чем страхование в рыбной отрасли...

Не забывайте, что в сельском хозяйстве половину страховых взносов при страховании урожая покрывает государство. В рыбной отрасли, несмотря на объемные риски, к сожалению, нет аналогичного подхода, хотя потребность в этом, бесспорно, есть.

На данном этапе мы предлагаем создать со страховщиками совместную рабочую группу, которая обеспечит разработку специальных программ страхования в рыбохозяйственном комплексе, учитывающих все составляющие деятельности рыбохозяйственных предприятий, начиная от страхования судна и ответственности судовладельца и заканчивая безопасностью доставки продукции на берег, выращивания рыбы в искусственных условиях.

Специальные программы страхования, как мы предполагаем, обеспечат возврат финансовых средств, вложенных в подготовку, организацию и проведение промысловой экспедиции, путем страхования рисков, наступление которых статистически подтверждено как наиболее вероятные при данном виде деятельности. По нашим оценкам для предприятий рыбной отрасли это будет выгодно тем, что программное страхование предусматривает значительное снижение страховых тарифов.

Впоследствии необходимо оценивать целесообразность и выходить с предложениями о государственной поддержке посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета для возмещения затрат рыбохозяйственных организаций на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующего вида страхования - как сегодня происходит в сфере страхования урожая.

Предварительные расчеты указывают на оправданность отраслевого страхования при поддержке государства. Причем и самому государству, по нашему мнению, гораздо проще и дешевле оплатить часть страхового взноса за производителя вместо того, чтобы потом думать о механизмах покрытия убытков в случае утраты улова, спасения людей, оказавшихся без работы и заработка, ликвидировать последствия гибели рыбопромысловых судов.

В нынешних непростых экономических условиях, по сути, страхование становится единственным надежным механизмом сохранения того, что было наработано на волне экономического подъема. Поэтому страхование становится одним из перспективных направлений в развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Справка

По данным Росрыболовства, за последние 5 лет в состав флота поступило всего 357 судов. В основном это иностранные суда, бывшие в эксплуатации. Срок службы половины из них превышает 15 и более лет. При этом списано 842 судна. Если в ближайшее время не начнется процесс масштабного обновления флота, то к 2015 году общий объем уловов сократится до 2,6 млн тонн по сравнению с существующим уровнем 3,2-3,3 млн тонн