На прошлой неделе ВЦИОМ обнародовал результаты исследования "Страхование и кризис", которое показало, что большинство наших сограждан не пользуется услугами страховых компаний и имеют слабое представление о некоторых видах страховых услуг. А изменение доли клиентов по отдельным видам страхования свидетельствует о некоторых тенденциях в сферах туристических, медицинских услуг, а также в области кредитования.
Возьмем, например, добровольное медицинское страхование (ДМС). Опрос показал снижение доли застрахованных с 21% до 6%. Почему? "ДМС за свой счет изначально не пользовалось большим спросом. Так, по данным опросов, проведенных "Росгосстрахом", в декабре 2008 года пользование ДМС за свой счет составляло 4,7%, ДМС за счет предприятия - 14,7%. В результате кризиса некоторые предприятия исключили ДМС из соцпакета или перевели на частичную оплату за свой счет, - объясняет Ксения Смирнова, начальник отдела исследований страхового рынка департамента стратегического маркетинга "Росгосстраха". - То же самое можно сказать и о пенсионном страховании. В сложной экономической ситуации люди сокращают расходы, направленные на инвестиции в будущее, в пользу сегодняшнего потребления".
А по данным Екатерины Круковской, старшего бизнес-аналитика департамента стратегии и маркетинга ОСАО "Ингосстрах", по сравнению с 2004 годом число застрахованных по программам ДМС в 2009 году выросло, а массового отказа предприятий от предоставления своим сотрудникам в качестве соцпакета услуг по ДМС не произошло. "Поэтому, по нашему мнению, результаты опроса являются некорректными и связаны (в силу неразвитости страховой культуры среди населения) либо с подменой понятий ДМС-ОМС, либо с повсеместным использованием в 2004 году монополистов на рынке ДМС физлиц (оказание платных медицинских услуг с оформлением страховыми медицинскими организациями "разового" полиса), которые по сути не являются ДМС", - полагает она.
Данные опроса показали снижение и без того мизерной доли застрахованных путешественников вдвое, с 4 до 2%. И это говорит не столько о снижении интереса к страхованию, сколько о том, что путешествовать россияне стали меньше и не туда, куда раньше. "Если раньше значительное количество туристов направлялось в страны Европы, где страхование обязательно, то в кризис люди начали экономить и ездить в Турцию и Египет, где страховка обязательной не является", - говорит Андрей Крупнов, член правления ОСАО "Россия".
Екатерина Круковская считает, что, поскольку в 2004 году выехало за рубеж около 6,3 млн чел., в 2009 году - оценочно около 8,6 млн чел., за пять лет объем туруслуг, оказанных населению, вырос почти вдвое, а рынок страхования выезжающих за рубеж увеличился с 1,2 млрд руб. в 2004 году до 2,5 млрд руб. в 2008 году, данные, приведенные в опросе, некорректны. "А может быть, многие люди просто не знают, что были застрахованы во время своей поездки?" - предполагает главный андеррайтер компании "Энергогарант" Антон Легчилин.
Что касается имущественного страхования, результаты опроса показали рост интереса к страхованию загородных домов и автомобилей. "Рост количества тех, кто страхует загородную недвижимость, пожалуй, главная положительная тенденция кризисного периода, - считает Андрей Крупнов. - Люди поняли, что в отсутствие дешевого кредита и при недостатке собственных накоплений им не удастся сформировать достаточный фонд на черный день, и обратились к страхованию".
А одной из причин роста объемов КАСКО Ксения Смирнова называет кредитный бум на автомобили, который наблюдался в предыдущие 3-4 года. "Кроме того, согласно опросам, проведенным "Росгосстрахом" в конце 2008 года, 52% опрошенных считают, что страхование дает чувство защищенности. Иными словами, в кризис людям необходима психологическая уверенность в том, что при возникновении страхового случая им возместят убытки, - объясняет она. - Люди стремятся застраховать самое ценное имущество, которое у них есть, поэтому растет спрос на страхование загородных домов и отчасти автомобилей".