На прошлой неделе во время рабочей встречи президента с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной обсуждался вопрос о работе туристско-рекреационных особых экономических зон (ТР ОЭЗ) в связи с упразднением РосОЭЗ. Президент призвал ОЭЗ работать быстрее и эффективнее, а руководителей регионов - искать инвесторов и вкладывать свои деньги в развитие туризма. О том, как стимулировать развитие туристско-рекреационных ОЭЗ, "РБГ" беседует с председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальей Комаровой.
- Наталья Владимировна, развитие туризма с помощью особых экономических зон - общемировая практика, но в разных странах этот метод дает разные результаты. Согласны ли вы с утверждением, что залог успеха - в щедром финансировании и хорошей управляемости? Или же это еще и благоприятный режим для инвесторов?
-На мой взгляд, слагаемых успеха несколько, но главное - их взаимоувязка в единую цепочку. Если есть разрыв или неоправданная задержка на каком-то из участков, проект может утонуть в бесконечных согласованиях, и тому, к сожалению, есть много примеров. Сегодня в основе функционирования туристско-рекреационных ОЭЗ заложен механизм государственно-частного партнерства. Сотрудничество государства и бизнеса в вопросах развития туристской индустрии может привести к качественному скачку в отрасли, в которой сегодня остро стоят проблемы инфраструктурного и институционального характера, дефицита современной инфраструктуры, невысокого качества услуг.
Общепринятой при реализации проектов специальных экономических зон в мире является практика, когда инвестор приходит на "упакованную" всей необходимой инфраструктурой территорию.
Строительство такой инфраструктуры обычно берет на себя государство, и это наиболее существенная преференция для частного инвестора.
Одно из ключевых звеньев этой цепочки - взвешенная фискальная политика. На сегодняшний день в туристско-рекреационных особых экономических зонах предоставляются налоговые льготы, льготы по аренде земли, и, что немаловажно, создается особый режим администрирования по системе "одно окно". Для управления ТР ОЭЗ выстраивается система упрощенного администрирования, когда все необходимые для резидента службы находятся в одном офисе, широко вводится электронный документооборот, жестко регламентируются сроки работы по обращениям резидентов. О том, насколько эффективна эта система, можно будет говорить только через некоторое время, однако стремление к уменьшению административных издержек резидентов можно только приветствовать.
- Туризм как социально-экономическое явление стал объектом изучения многих наук, в том числе экологии и природопользования. Как научное сообщество реагирует на идею создания туристско-рекреационных зон?
- Безусловно, научная общественность пристально наблюдает и оценивает эффективность работы этого нового для России инструмента развития территорий. В основе туризма лежит удовлетворение потребности человека в отдыхе и оздоровлении. При этом туризм - это один из оптимальных вариантов устойчивого развития территории, когда потребности человека и интересы бизнеса удовлетворяются с наименьшим и обратимым воздействием на окружающую среду. Подчеркну, что такое утверждение справедливо только в отношении организованного туризма.
Предполагается, что туристско-рекреационные зоны, где создается вся необходимая туристская инфраструктура, станут центрами организованного туризма, оказания качественных услуг, при этом успех проекта будет напрямую зависеть от степени сохранности природных ландшафтов. Такая идеология создания и функционирования ТР ОЭЗ находит широкую поддержку в научных кругах.
Вместе с тем масштабы проекта и его реализация на уникальных природных территориях потребуют уже в самое ближайшее время более широкого участия и контроля со стороны общественных, экологических организаций.
- Почему в России зоны развиваются медленно?
- Темпы развития во многом зависят от того, насколько успешным будет взаимодействие всех заинтересованных в реализации проекта сторон: федерального центра, регионов, бизнеса.
В особых экономических зонах создана многоуровневая система управления: функции разработки государственной политики и нормотворчества возложены на Минэкономразвития России, управления - до недавнего времени были возложены на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и его территориальные органы. Строительством инфраструктуры занимается ОАО "ОЭЗ", туристскую инфраструктуру создают частные лица - резиденты ОЭЗ. Регионы, в том числе через Наблюдательные советы ОЭЗ, участвуют в принятии всех важных для развития ТР ОЭЗ решений.
На первоначальном этапе какое-то время потребовалось на налаживание работы такой сложной системы, а также на исправление ошибок, которые были допущены при формировании заявок регионами. Такие ошибки явились следствием новизны института особых экономических зон для России. В результате часть предложенных под создание ТР ОЭЗ участков была отклонена, а на выбор новых понадобилось какое-то время. В настоящее время в связи с кризисом почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры ТР ОЭЗ, что также тормозит реализацию проекта.
Вместе с тем с 2007 года, когда были созданы ТР ОЭЗ, проделан существенный объем работы. Для каждой ОЭЗ были решены земельные вопросы, разработаны концепции ТР ОЭЗ, градостроительная документация, начато строительство ряда объектов инфраструктуры. Для России такие темпы развития являются скорее исключением, чем правилом, что позволяет положительно оценить промежуточные результаты развития ТР ОЭЗ.
- Экологизация при создании и управлении зонами, по мнению специалистов, должна быть обязательной. Как вам кажется, регионы в кадровом плане готовы к этому?
- Вопрос обеспечения квалифицированными специалистами, в том числе владеющими экологическими требованиями и нормами, - это одно из слабых мест современной туристской индустрии и серьезная проблема создаваемых турзон.
Развитие экологического образования и реализация социально-просветительских проектов возможны при совместном участии федерального центра, регионов и образовательных учреждений. Особое внимание экологической компоненте необходимо уделять при формировании новых образовательных стандартов, составлении программ по отдельным дисциплинам туризма и сервиса.
Одним из положительных примеров такого сотрудничества является Республика Бурятия, где действует программа подготовки специалистов для ТР ОЭЗ, привлекается лучший зарубежный опыт. Планируется создание учебного центра в турзоне Алтайского края, распространение успешного опыта и наработок в других субъектах.
- Экологически устойчивое развитие территорий предусматривает такой путь развития, при котором экономические, экологические и социальные цели уравновешиваются и интегрируются, а темп экономического роста не превышает темпа воспроизводства природных ресурсов. Как известно, основным показателем такого развития считается улучшение качества жизни населения. Как у нас обстоят дела в этом направлении? Как будут решаться экологические проблемы при строительстве в Национальном парке "Куршская коса" и на берегах озера Байкал?
- Туристско-рекреационная зона в Калининградской области находится на территории Национального парка, что предъявляет еще более жесткие требования к соблюдению экологического равновесия как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации туристских объектов. При этом выбор площадки осуществлялся с учетом всех законодательных и экологических норм. Так, все участки ОЭЗ, а всего их 4, расположены в границах так называемых рекреационных зон, где разрешается строительство туристских объектов и использование территории в рекреационных целях. Большое количество участков позволяет более равномерно распределить рекреационную нагрузку по территории Куршской косы. По информации минэкономразвития, при создании ТР ОЭЗ здесь, как и на Байкале, не будет вестись рубка леса, планируемые объекты будут вписаны в окружающую среду, плотность и этажность застройки будут низкими.
Рассматривая современное состояние Куршской косы, побережья Байкала, остальных территорий ТР ОЭЗ, важно оценивать не только будущее влияние турзон, но и современные экологические и социально-экономические проблемы территории. И здесь ТР ОЭЗ должны сыграть свою положительную роль. Необходимо решать проблемы инфраструктуры, в частности реконструировать очистные сооружения, коммунальные системы. В планах по созданию инфраструктуры ТР ОЭЗ существенное место отводится обеспечению нужд прилегающих к ТР ОЭЗ населенных пунктов.
У нас всех на памяти пример Байкальского целлюлозного комбината, проблема которого не может быть решена уже многие годы. Социальная, экономическая и экологическая составляющие конфликтуют, и об устойчивом развитии в данном случае говорить не приходится.
В границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории проживают более 200 тысяч человек. У местного населения существенно ограничены возможности для ведения экономической деятельности, как следствие - имеют место социальные и экономические проблемы. Участие местного населения в проекте ТР ОЭЗ позволит снизить социальную напряженность, повысит безопасность туристов, будет способствовать расширению предложения туристского рынка.
В заключение хотелось бы еще раз отметить значимость реализации проекта ТР ОЭЗ в деле сохранения природных территорий, представляющих большую экологическую, социальную и экономическую ценность для России.
Целевые показатели реализации "Стратегии развития туризма в РФ до 2015 года"