Юрий Богомолов: Еще реальный Аршавин и выдуманный Исаев-Штирлиц покажут себя

Жизнь в эфире от понедельника до понедельника прошла под знаком завышенных ожиданий - сначала матча "Россия - Германия"; затем - старта сериала "Исаев". И в том и в другом случаях всю неделю шла немыслимая возгонка зрительского интереса: анонсы, разогревы, исторические параллели, истерические рекламные ролики...

Развязка впереди

Как всегда по части пиара преуспел Первый, показывавший футбол в субботу. Он даже подготовил часовой документальный фильм о тренере сборной Гусе Хиддинке, где много говорилось о его удачливости, о его выдающихся профессиональных достоинствах... А герой возьми и допусти очевидную всем ошибку - поставив на левую бровку не набравшего форму Юрия Жиркова. А команда возьми да проиграй. Старая футбольная истина: не надо перехваливать под руку. И "под ногу" - тоже.

На одном из специализированных спортивных каналов крутился клип, смонтированный из победных голов Аршавина и Павлюченко и положенный на песню из "Белорусского вокзала" о победе, что одна на всех, за ценой которой мы не постоим.

Общий ажиотаж вокруг "матча года" не пошел на пользу ни игрокам (они под грузом ожиданий чувствовали себя психологически скованными), ни болельщикам (их радужные надежды оказались обманутыми).

Мы проиграли, но игра, надо признать, была неплохой. Результат оказался неудовлетворительным.

Что же касается "Исаева", то и здесь игра, судя по первым трем сериям, хорошая, но о результате и в чью он пользу, судить погодим - все-таки сериал только-только вылупился на свет.

Впереди еще, к слову сказать, и развязка футбольного триллера. Еще реальный Аршавин и выдуманный Исаев-Штирлиц покажут себя и, может быть, снова столкнутся в эфире в борьбе за первую строчку рейтинга.

А до этого помимо этого много чего любопытного было и будет.

Вести с погоста

Зайдя на кухню, где работал телевизор, я услышал оптимистическое заявление с примесью отчаяния: "Мы уже не гнием!".

То была не информационная программа "Вести с погоста", то не покойники взывали к живым. То была передача "Контрольная закупка", в которой солидный эксперт рассказывал о сосисках, начиненных химикатами. Выходило, что уже при жизни люди, их потребляющие, не могут похвастаться своим естеством; их плоть - сплошная синтетика. Потому, мол, и не гнием. Нет вечной жизни на земле, зато теперь возможна вечная смерть под землей. Звучит утешительно.

Ближе к ночи на Первом была показана совсем уж страшилка - "Среда обитания. Бытовая химия". Как выяснилось, нам уже не только питаться опасно, но и пользоваться стиральными порошками, посудомоющими средствами, шампунями, туалетным мылом небезопасно.

Чтобы несколько убавить апокалипсический эффект научно-просветительского ТВ, скажу, что мы, люди, давно уже не кашерные. Что нам экологически чистая еда и родниковая вода, может, даже и вредны. Нам чистый воздух, возможно, - как кислород без азота. Нам без выхлопных газов и докторской колбасы с высоким содержанием туалетной бумаги уже не выжить.

Своими впечатлениями о посещении кладбища поделился и доктор Кашпировский в авторской программе на НТВ. Идет он ночью мимо могил. Доходит до часовни. Вдруг его внутренний голос ему говорит: "Повернись спиной к окну". Повернулся. И тут ему на плечо положил кто-то руку. Анатолий Михайлович до сих пор не знает, как он от страха не умер. Но коли не умер, так теперь ему ничего не страшно. Теперь доктор учит бесстрашию других.

Впрочем, шутки в сторону. Если мы еще не абсолютно синтетические персонажи, то должны были бы обратить внимание на документальный фильм "Хрустальная ночь. Еврейский погром-1938".

Кладбище без могил

Оно находится в центре Берлина. Это мемориал в память о жертвах Холокоста вообще и Хрустальной ночи 1938 года в частности. В прошлом году был ее юбилей - 70-летие. В этом году наше ТВ решилось зрителям напомнить о ней, для чего документалисты Елена Якович и Алексей Шишов сняли фильм, который так и называется "Хрустальная ночь".

Само словосочетание устоявшееся, но что за ним таится, думаю, большинству телезрителей неведомо. Наверное, что-то антисемитское, грозное, грязное, кровавое...

Но, как все произошло конкретно, в деталях, в подробностях, как эта "ночь" готовилась нацистами, какова была техника погромов, их масштаб, их последствия, об этом в наших электронных СМИ не принято распространяться.

Картина ночного ужаса дана в двух измерениях - со стороны тех, кто его пережил малыми детьми, и с высоты сегодняшнего исторического знания.

Правду надо сказать: рассказы живых свидетелей о жестокости нацистов не слишком, наверное, задели тех, у кого на памяти голодомор, раскулачивание, холодомор на Соловках и на Колыме или кто знает об этом хотя бы по книгам Солженицына, Шаламова, Гроссмана...

Живописанием того, как штурмовики жгли синагоги, били стекла в магазинах, принадлежащих евреям, врывались в дома законопослушных евреев, избивали стариков, разлучали родителей с детьми, нас уже не пронять. Рожденные в СССР не такое видели, не такое претерпели и от чужих гестаповцев, и от своих гебистов.

Что действительно впечатлило и дало пищу для раздумий, так это техническая сторона дела. Так устроить, чтобы синагоги запылали сразу по всей стране и на тех территориях, которые уже были присоединены к Германии... Чтобы нигде никто не успел пикнуть в знак протеста... Чтобы затем на "законных основаниях" оприходовать имущество арестованных и запуганных своих же граждан... И т.д.

До сих пор немецкие историки и философы удивляются, как могло такое произойти с культурным, образованным народом.

Произошло легко и просто. Всего-то и нужно было обратить чувство унижения народа в чувство его превосходства над другими народами. Начали с евреев. Потом дело дошло до славян. Была проведена основательная идеологическая обработка населения. До этого уже были опробованы некоторые формы унижения граждан еврейского происхождения. Были приняты расовые законы. В порядке репетиции хрустального хруста в ноябре 38-го сровняли с землей синагогу в Мюнхене, затем сожгли несколько сотен книг...

Возможно, нам не случайно напомнили о Хрустальной ночи год спустя, после ее 70-летия и в год 70-летия начала Второй мировой войны.

Фильм Алексея Шишова и Елены Якович смотрится как послесловие к историко-идеологическим спорам, бушевавшим в наших СМИ весь сентябрь. Из фильма напрашивается вывод: Вторая мировая война началась с Хрустальной ночи. Не с нападения Гитлера на Польшу, а с наступления его на собственных граждан.

А ведь это уже почти правило: гражданские войны в больших державах по необходимости венчаются мировыми катаклизмами.