Комитет Госдумы по бюджету и налогам вчера в целом одобрил проект постановления, в котором рекомендует Госдуме принять в первом чтении бюджет на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
О том, как идет подготовка главного экономического закона страны к пленарным заседаниям, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев рассказал корреспонденту "РГ". И напомнил, что первое чтение запланировано на 21 октября, второе - на 18 ноября. И в третьем, окончательном, чтении бюджет будет принят 20 ноября.
Российская газета: Юрий Викторович, что именно должно быть утверждено в первом чтении?
Юрий Васильев: Общий объем доходов и расходов, дефицит федерального бюджета, объем ВВП и уровень инфляции. При этом Госдума не вправе увеличивать доходы и дефицит госказны, если на это нет положительного заключения правительства.
РГ: А если депутаты не согласятся с теми или иными параметрами?
Васильев: Тогда Госдума должна принять решение о создании согласительной комиссии или вернуть проект бюджета в правительство. Но вопрос об изменении доходов может быть рассмотрен только в ходе исполнения бюджета. Однако и здесь наши возможности ограничены. У правительства есть право без внесения изменений в закон о бюджете направлять дополнительные доходы на размещение государственных заимствований, погашение госдолга.
РГ: Будут ли учтены замечания депутатов, которые они внесли во время "нулевых чтений"?
Васильев: Все предложения, которые были представлены комитетами, имеют много ценных идей и серьезных инициатив. Однако надо быть реалистами и четко осознавать, что в бюджете 2010 года все предложения воплотить в жизнь не удастся. В режиме рабочих консультаций мы ищем пути возможного перераспределения расходов, чтобы сэкономленные деньги были эффективно задействованы в экономике. С этой целью уже подготовлены соответствующие запросы в минфин.
РГ: Какие расходы, с вашей точки зрения, можно подрезать?
Васильев: Анализ структуры расходов бюджета свидетельствует о том, что резервы в нем, безусловно, есть. Предварительные оценки показывают, что раздел "Общегосударственные вопросы" может быть сокращен примерно на 30-40 миллиардов рублей. В том числе по статье "Прочие расходы, связанные с выплатами по обязательствам государства", здесь можно сэкономить примерно 10 миллиардов рублей. Столько же - на обслуживании внутреннего долга.
Напомню также, что в бюджете 2009 года на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в связи с предполагавшимся преобразованием предприятий бюджетной сферы в автономные учреждения было зарезервировано 28,7 миллиарда. Эти средства пока практически не использованы. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что и в 2010 году в условиях продолжающегося кризиса ситуация может повториться. Между тем в проекте бюджета на эти цели зарезервировано 47,8 миллиарда рублей. Мы полагаем, что без всякого риска с этой позиции можно снять не менее 15 миллиардов. Не ошибусь, если эта сумма практически безболезненно будет удвоена.
РГ: И куда планируете направить эти средства?
Васильев: Их лучше зарезервировать на возможное увеличение трансфертов в поддержку регионов, поскольку мы все понимаем, что их выход из кризиса будет неравномерным. И могут возникать острые ситуации, при которых правительству и заложенных в бюджете 25 миллиардов рублей не хватит.
Что касается других важных приоритетов, то напомню: в нулевом чтении депутаты акцентировали внимание на таких проектах, как финансирование дорог, их ремонт и содержание, строительство физкультурно-оздоровительных центров, поддержка сельского хозяйства.
Депутаты также намерены сделать максимум возможного для поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и для того, чтобы торжественно отметить 65-летие Великой Победы. Например, в бюджете запланированы средства на строительство новой стелы в Александровском саду. А по предложению нашего комитета Госдума приняла постановление о поддержке тех ветеранов, которые еще не получили отдельного комфортного жилья. Надо предусмотреть средства и для тех, кто не встал на учет на улучшение жилищных условий и на получение машины до 1 марта 2005 года.
РГ: Как отразятся на формировании бюджета новые налоговые инициативы, к примеру, повышение транспортного налога и акцизов на табак и алкоголь?
Васильев: Хотел бы еще раз сказать о регламентной дисциплине. Правительство внесло изменения в главы 22 и 28 Налогового кодекса в сроки, не позволяющие принять их до окончательного решения судьбы бюджета. Ведь законопроект должен быть принят не только Госдумой, но и одобрен Советом Федерации, подписан президентом и опубликован в "Российской газете". Рассчитывать на принятие документа сразу в трех чтениях не приходится. У нашего комитета есть по нему серь езные замечания. Так что будем работать и консультироваться с представителями правительства на рабочих заседаниях комитета. Надо сделать все возможное, чтобы бюджет был принят в запланированные сроки.