В Коми на лесные дороги потратят 33 миллиарда рублей

4,43 тысячи километров новых лесных дорог за 33 миллиарда рублей планируют построить в Коми за десять лет. Это позволит увеличить эффективность использования зеленого ресурса республики более чем в два раза.

Так считает глава Коми Владимир Торлопов, выступивший с докладом в рамках проходившего в Санкт-Петербурге Лесного форума. Важность "зеленых" дорог очевидна - транспортная доступность леса обусловливает экономическую эффективность его использования. Сейчас лесные богатства Коми освоены только на одну четверть, при том что республика сейчас занимает первое место в России по их эксплуатационным запасам. Почти 100-процентная убыточность лесоперерабатывающих предприятий Коми объясняется именно тем, что компании перерабатывают недоступный лес, а его транспортировка поглощает прибыль.

"Сегодня Коми насчитывает 53 тысячи километров дорог, из которых круглый год можно эксплуатировать только 10 процентов - около 4 тысяч километров. Это в сотни раз меньше показателей европейских стран и в десятки - европейских регионов РФ", - считает Торлопов. Так, в России почти в десять раз меньше лесовозных магистралей, чем в Америке, в среднем только 11 процентов из них имеют твердое покрытие. Чтобы восполнить этот разрыв, необходимо строить около 3 тысяч лесных дорог в год. А в последние годы, по данным правительства Коми, в республике ежегодно вводится в строй не более 200 километров путей, из них всего 30-50 километров с твердым покрытием. Такие темпы строительства не устраивают ни региональные, ни федеральные власти.

Ситуация в республике Коми хуже, чем в других регионах, но она имеет хорошие шансы на улучшение. В Вологодской области, например, по словам заместителя губернатора Виктора Грачева, на строительство "зеленых" магистралей тратится гораздо меньше - всего 61 миллион рублей за 2009 год. На эти средства, по мнению председателя комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Александра Белякова, можно проложить не больше 30 километров дорог, а их требуется не меньше 1000 километров в год.

Такое состояние дорог затрудняет эффективное использование лесного потенциала. Остаются и другие проблемы.

Не лишней, по словам представителя ТПП РФ, была бы отмена введенных несколько лет назад пошлин на круглый лес, "которые были хороши вне кризиса, а не в нем, когда производства не строятся, а лес копится". Пошлины на экспорт необработанной древесины были введены в 2006 году и должны были стимулировать развитие глубокой переработки древесины в России. В 2008 году пошлины составляли 25 процентов, но не менее 15 евро за кубометр, а в 2009 году предполагалось довести их до "запретительного" уровня - 80 процентов стоимости древесины. Подобные меры, по словам Александра Клепикова, первого заместителя главы Новгородской области, уже дали свой негативный результат. Так, в этом году лесосека Новгородской области будет выработана только на 30 процентов от планируемого объема, вырос объем нереализованной древесины, а индекс производства в первой половине года составил 51 процент.

Другое препятствие развития лесной отрасли, по словам заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Бориса Большакова, - отсутствие электронной биржи, которая фиксировала бы весь лес без исключения. Во всех странах подобный орган государственного контроля, осуществляющий учет леса, есть. За создание биржи выступает и помощник полпреда по СЗФО Александр Полукеев, считающий, что "лесной комплекс имеет громадный потенциал, в настоящий момент не использующийся". А по словам Белякова, отрасли необходим залоговый механизм, благодаря которому "можно было бы сделать минимальные вложения в 3 триллиона рублей на 10-15 лет, а потом получать доход, сопоставимый с прибылью от нефти и газа, с той разницей, что "черное золото" кончается, а лес растет". Другими словами, мы теряем возобновляемый экономический ресурс, который при правильном к нему отношении может давать в бюджет порядка 100 миллиардов долларов ежегодно.

Еще одной эффективной мерой могла бы стать продажа леса в рассрочку на 49 лет ответственным лесопользователям, что позволило бы увеличить воспроизводство и его качественную выработку. Сегодня, по мнению Большакова, почти половину общего объема лесозаготовок производят лесопользователи, арендующие лес у государства по краткосрочному договору, и этот показатель растет. Тогда как арендаторы - те, кто отвечает не только за заготовку, но и за воспроизводство леса, за его охрану, - снижают объемы заготовок. Аренда лесных угодий - слишком большая ответственность, проще заключить краткосрочный договор, получить прибыль и уйти без восстановления выработанного участка.

О повышении ответственности, увеличении контроля над восстановлением лесов говорил в начале октября и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, пообещавший, что "при невыполнении арендаторами принятых на себя обязательств правительство региона будет принимать меры вплоть до расторжения договоров лесопользования". Как это будет происходить на практике - покажет время.

В общем, как считает руководитель Рослесхоза Борис Большаков, со времени принятия Лесного кодекса прошло три года, а полноценного лесного законодательства нет - ни федерального, ни регионального. Значит, нет и хозяина у зеленого богатства. А если вспомнить, что леса покрывают 70 процентов нашей страны, то становится понятно, почему этот вопрос так важен для всех.