Вчера впервые за историю современной гражданской авиации началась серия аукционов по продаже остатков имущества авиаальянса "ЭйрЮнион", в который входило шесть авиакомпаний. Торги начались с распродажи "Самары". Однако вырученных денег будет в разы меньше, чем долг альянса, считают эксперты.
Вчера в Самаре на территории аэропорта Куромоч состоялся аукцион по продаже имущества авиакомпании "Самара". На аукционе было выставлено 62 лота, среди которых четыре лайнера Ту-154 и шесть самолетов Ту-134, 42 авиадвигателя, несколько автобусов и крытых автомобильных стоянок, а также дебиторская задолженность в размере более 47,5 миллиона рублей.
Предполагается, что вырученные от продажи средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности, которая составляет более 3 миллиардов рублей. Известно, что среди кредиторов "Самары" есть ОАО "ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) и "ЛУКОЙЛ-Аэро" (структура нефтяной компании "ЛУКОЙЛ"). Сама авиакомпания после завершения всех процедур будет ликвидирована. По мнению отраслевых экспертов, компаниям, которым должна "Самара", вернуть средства не удастся, поскольку суда компании советского производства низколиквидны - выручить много за них не удастся.
Следующий аукцион по продаже имущества "КрасЭйр" состоится в Красноярске сегодня. На торги будут выставлены сто лотов. Как и в случае с "Самарой", есть техника, дебиторская задолженность. Но есть и более интересное предложение - недвижимость. Рыночная стоимость всего имущества "Крас-Эйр", которое выставляется на торги, составляет 66,5 миллиона рублей по оценке конкурсного производства. А в конце октября состоится открытый аукцион по продаже имущества "Домодедовских авиалиний". Рыночная стоимость имущества "ДАЛ" по результатам оценки - 70,7 миллиона рублей.
Конечно, средства, вырученные в результате продажи имущества, будут направлены на погашение кредиторской задолженности авиакомпаний-банкротов. Сколько можно будет выручить за "то, что осталось", - вопрос. Тем более что у многих не только авиаперевозчиков, но и у других компаний наблюдается дефицит свободных средств. Общий объем претензий, заявленных в рамках процедуры наблюдения кредиторами "КрасЭйр", - 14 миллиардов рублей, "Самары" - более 3 миллиардов рублей.
В числе претендентов на возврат долгов есть и аэропорты, в том числе московский Домодедово, которому хочется вернуть более миллиарда рублей. В реестр кредиторов "ДАЛ" включены 36 компаний, общая сумма претензий которых составила более 9,4 миллиарда рублей. Авиакомпании, которые перевозили пассажиров альянса, также не получили денег. Даже государственная служба Росаэронавигация не получила денег за аэронавигационное обслуживание самолетов альянса. Причем долг перед диспетчерами не маленький - 123 миллиона рублей.
По мнению экспертов, всем денег от распродажи не хватит. Как пояснил "РГ" глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, как правило, в "активах" банкротов остаются самолеты советского производства, некоторые уже и в небо не пускают. Поэтому их стоимость не превышает цены металлолома или старых запчастей. Больший интерес представляет недвижимость. Но в случае с "Самарой" есть только долги за аренду помещений в местном аэропорту. По словам Пантелеева, могут быть востребованы задолженности корпоративных клиентов или туроператоров перед этими авиаперевозчиками. Однако не все из них смогут в нынешних условиях их погасить.
В этом году кроме "ЭйрЮнион" появился и другой непутевый перевозчик - "КД Авиа", напомнил Пантелеев. Компанию лишили права летать еще месяц назад. У него пока не выплачены долги даже работникам компании. До этого она сама не раз отказывалась возить пассажиров из-за финансовых трудностей. Благодаря правительству людей на борт взяли другие авиакомпании. Но возить они будут только до конца октября. Тем же, кто купил билеты на ноябрь или декабрь, нужно их срочно сдавать, советует Пантелеев.
Досье "РГ"
Проблемы у альянса AirUnion начались в 2008 году, когда его долговая нагрузка превысила более одного миллиарда долларов. Входившие в него авиакомпании "Самара", "Омскавиа", ""Сибавиатранс", "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний" в сентябре 2008 года прекратили полеты из-за долгов. По объемам перевозок альянс занимал третье место в отрасли. Ежегодно его услугами пользовались более трех миллионов пассажиров.
По указу президента в 2008 году госпакеты "КрасЭйра" (51 процент), "ДАЛ" (50,06 процента) и "Самары"
(46,5 процента) были переданы "Ростехнологиям" для создания объединенного перевозчика.