В Париже открылось пленарное заседание ФАТФ - Международной группы по разработке финансовых мер в борьбе с "грязными" деньгами. Финансовые разведчики обсудят материалы своего доклада для "большой двадцатки".
Он посвящен анализу последствий мирового финансово-экономического кризиса и условий минимизации ущерба от финансовых правонарушений. Какие проблемы сегодня в центре внимания международных борцов с "грязными" деньгами, корреспонденту "РГ" рассказал статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Николай Варламов.
Николай Варламов : В поле пристального внимания международных экспертов сегодня попали зоны свободной торговли, сектор ценных бумаг, организации, осуществляющие денежные переводы, в том числе с использованием новых методов платежей. А это и банковские карты, и платежные терминалы, интернет-системы платежей и платежные услуги с использованием мобильных телефонов.
Напомню, что в конце сентября в Лондоне состоялись консультации ФАТФ с частным сектором. На заседание консультативного форума были приглашены представители банковского и страхового бизнеса и рынка ценных бумаг. Это не случайно. В период финансово-экономического кризиса в мире резко возросло проведение операций клиентов по снятию наличных денежных средств со счетов и приобретению драгоценных металлов. Высокую степень хождения приобрели "альтернативные" (небанковские) системы кредитования. При этом был отмечен растущий объем инвестиций в компании, чья стоимость с начала финансового кризиса значительно снизилась. Эти тенденции актуальны и для России. И соответственно становятся главной ареной борьбы.
Российская газета : Как уже писала "РГ", ФАТФ сейчас формирует новый "черный" список стран, финансовые системы которых наиболее уязвимы к рискам отмывания денег и финансирования терроризма. Этот вопрос стоит в повестке дня парижского заседания? И какую позицию займет Россия?
Варламов : Вопрос обязательно будет обсуждаться как на Рабочей группе по обзору международного сотрудничества, так и на пленарном заседании. Сегодня в рамках деятельности ФАТФ параллельно развиваются две процедуры.
Первая определяет степень соответствия национальных антиотмывочных систем государств, входящих в ФАТФ или аналогичные региональные структуры, международным стандартам. В отношении стран, не выполняющих ее рекомендации, ФАТФ выпускает публичные заявления, в которых призывает другие государства ограничить финансовое взаимодействие с проблемными странами. Например, такое заявление было выпущено в феврале 2009 года в отношении Ирана и Пакистана.
Тогда же в зону риска попали и государства - партнеры России по Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - Узбекистан и Туркменистан. Однако уже в публичном заявлении по итогам пленарного заседания в июне этого года эксперты ФАТФ отметили значительный прогресс этих государств в восстановлении и построении соответственных национальных антиотмывочных режимов. Узбекистану при этом рекомендовали обратить внимание на совершенствование своей национальной законодательной базы. Этот процесс там сейчас активно развивается. Россия оказывает Узбекистану необходимое консультативное и техническое содействие. В частности, Международный учебно-методический центр, учережденный Росфинмониторингом и департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан подписали соглашение о сотрудничестве. Полагаем, что прогресс Узбекистана будет отмечен уже на этой неделе на пленарном заседании ФАТФ. Россия традиционно занимает последовательную позицию по поддержке и отстаиванию интересов своих партнеров по ЕАГ, чьи достижения на сегодняшний день, безусловно, значительны.
Что касается второй процедуры ФАТФ, связанной с формированием так называемых "санкционных" списков несотрудничающих государств, то здесь идет речь о "классификации" стран по различным категориям соответствия их национальных антиотмывочных систем существующим международным стандартам. Эта процедура реализуется в рамках подгрупп ФАТФ по четырем регионам: Европа-Евразия, Азия-Тихий океан, Африка-Ближний Восток, Америка. В случае отнесения тех или иных государств в указанные списки по отношению к ним будут применены контрмеры, что значительно ограничит степень интеграции их экономик в мировую финансовую систему. Разумеется, речи о попадании в такой список России не идет. Прогресс, достигнутый в развитии национальных антиотмывочных режимов другими странами ЕАГ, говорит о том, что появление государств Евразийской группы в этом списке не ожидается.
РГ : В сентябре этого года Россия представила отчет о прогрессе в национальной системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на Комитете экспертов Совета Европы МАНИВЭЛ. Каковы основные достижения России?
Варламов : Международные эксперты ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ, проводившие оценку, высказали в адрес Российской Федерации ряд рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики. В рамках этих рекомендаций разработаны и направлены на рассмотрение законодателям перспективные законопроекты, предполагающие, в частности, ужесточение ответственности за торговлю инсайдерской информацией, повышение требований к надлежащей проверке клиентов организациями, которые обязаны сотрудничать с Росфинмониторингом. В законодательство также будут внесены и уточняющие нормы по выявлению конечных бенефициаров банков и других финансовых и нефинансовых организаций.
Все эти шаги свидетельствуют о значительном прогрессе России, который и был отмечен Советом Европы.