То тут, то там встречаются в Москве дома, так завешенные рекламными конструкциями, что порой и окон не видно. "Бедные, как же они живут", - с сочувствием к жильцам пробегают мимо прохожие.
"Зато таким образом мы заработали на дополнительный пост охраны и содержание дежурного по подъезду", - поделилась с корреспондентом "РГ" молодая мама, прогуливающаяся с коляской у подножия высотки на Котельнической набережной.
...В первом подъезде дома по улице Лесной, 4, казалось бы, и так красота всем на зависть. Чистые светлые стены, возле почтовых ящиков - зимний сад, библиотека, где каждый может взять книгу...
- Все это мы делали от души, но по сути не вложив ни копейки, - рассказала корреспонденту "РГ" старшая по подъезду Нина Ивановна Попова.- Шкаф для книг и стол для консьержа подобрали из выброшенных, оттуда же и кресла, а чтобы они не выглядели рухлядью, прикрыли пледами. Но если теперь от рекламы, которая украшает наш дом уже лет пять, не меньше, появятся деньги, можно сделать еще много чего. Список своих планов жильцы дома направили в свою управляющую компанию - ГУП ЭВАЖД.
Руководитель ее - Николай Немов - отнесся к высказанным пожеланиям крайне внимательно: "Эти люди - собственники, значит, им и решать, как распорядиться дополнительными средствами, полученными от наружной рекламы. Об этом прямо говорится в недавно принятых по инициативе президента РФ изменениях в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О рекламе". Следовательно, мы обязаны его выполнять".
"А если денег не хватит на исполнение всех пожеланий?" - спрашиваю у него. "То, что их не хватит, я вам и так скажу. Не беда, будем действовать по приоритетам. Сначала выполним один пункт, потом - другой..." Правда, есть и подводный камень, которого очень опасается Немов. Если полученные от рекламы деньги сразу не потратить, а подождать, когда поступит следующая партия - чтобы сразу взяться за больший объем работ, то они "усохнут" - за счет уплаты налогов. "Если мы хотим значительно улучшить сохранность жилого фонда, то почему бы не внести поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые освободят эти средства от налогов? - предлагает глава ГУПа.
Средства же на поддержание в порядке домов ГУП ЭВАЖД (эксплуатации высотных административных и жилых домов) нужны немалые. Дело в том, что управляет это предприятие не только самыми красивыми в столице домами, многие из которых являются визитными карточками Москвы, но относящимися к категории технически сложных. Среди них, например, жилые корпуса гостиницы "Украина", четыре сталинские высотки, дома-книжки на Новом Арбате... Построены они в основном в прошлом веке, хотя один дом есть даже постройки 1812 года. Это значит, что если в обычном московском доме речь идет о рядовом ремонте, то здесь сплошь и рядом нужна реставрация или, по крайней мере, стилизация. Но есть и свои плюсы. Стоят эти дома на самых главных магистралях города. А потому рекламодатели, желающие воспользоваться их фасадами, выстраиваются в очередь даже в нынешние кризисные времена. "На некоторых домах у нас места на крыше не хватает, чтобы разместить все рекламные щиты", - смеется Немов.
Тем удивительнее для него было год назад, когда он только занял свою должность, узнать, что реклама на многих его зданиях стоит почему-то намного дешевле, чем на соседних. Провели инвентаризацию всех договоров. И вот итог: если за первые девять месяцев 2008 года ГУП ЭВАЖД получило от рекламы более 13 миллионов, то за такой же период текущего года - уже около 20 миллионов рублей. Заметим: это при том, что в целом по городу рынок рекламы в этом году рухнул почти наполовину!
Полученные деньги ГУП и в былые времена вложило бы в содержание своих домов. Правда, по усмотрению руководства. Скажем, начался ремонт какого-то из них - один подъезд отремонтировали за счет бюджетных средств, полученных от города, другой - на рекламные деньги. Что думают жильцы на этот счет, уж точно бы никого не спросили.
Сейчас же - все иначе. Сначала нужно провести общее собрание собственников и, лишь получив их согласие на размещение рекламы, заключить договор с фирмой. Хорошо это или плохо? "Однозначно - сложнее, - признает Немов. - Представляете, у нас есть дома, в которых по 1000 квартир и до 2,5 тысячи собственников. Попробуй с ними договориться!" Причем норма требует, чтобы решение принималось двумя третями, или 66 процентами собственников.
"Хорошо, что мы сохранили институт уполномоченных и старших по дому, по подъезду, - продолжает глава ГУП ЭВАЖД. - С двумя-тремя людьми найти общий язык проще, а уж сагитировать соседей на то или иное решение они берут на себя".
Но бывает и такое, что договориться не удается.
- В прошлом году была возможность разместить дорогую рекламу на одном из домов на Якиманке. Денег от нее хватило бы на ремонт всего фасада, - вспоминает Немов. - Но для этого жильцам пришлось бы провести полгода за зеленой сеткой. Три подъезда были согласны, а четыре - ни в какую! Вот такой получился раскол!"
- И что же?
- Ничего. Отказались от рекламы. Сейчас ситуация повторяется. Дом-то уж очень на выгодном месте стоит - на пересечении с Третьим транспортным кольцом. И вот сразу две фирмы предлагают очень выгодные контракты. Надеюсь, что придем с жильцами к взаимопониманию.
Скажу сразу: дома ГУП ЭВАЖД и без рекламных денег содержатся не хуже, а быть может, и во многом лучше, чем многие другие дома в столице. Но, как говорится, лишних денег не бывает, и возможностью заработать на рекламе ГУП очень дорожит.
- Собственники жилья должны наконец осознать свою ответственность за свой дом, а также понять, что рано или поздно государство перестанет субсидировать содержание жилого фонда.
Важно, считает Немов, вкладывать деньги от рекламы в состояние инженерных систем, повышение энергоэффективности.
- У нас уже есть и умные дома, и дома с солнечными батареями, энергии которых вполне хватает на освещение лестничных клеток многоквартирных домов. Будем ставить и энергосберегающие лампочки, и светодиоды, которые в эксплуатации еще выгоднее. Есть много путей экономии тепла, света и воды, но все они требуют серьезной отработки. И хорошо бы, чтобы важность этой работы поняли и жильцы, оценили то обстоятельство, что направлена она на снижение себестоимости содержания многоквартирных домов, а следовательно, и экономию их личных средств.