С мая этого года заведено 72 уголовных дела на участников петербургской системы госзаказа, которые были заподозрены в ценовом сговоре. Правда, доказать их вину непросто - закон не совершенен.
Как считает вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, госзаказ имеет три цели - экономию бюджетных средств, создание конкурентной среды и борьбу с коррупцией. По его мнению, в этом году система претерпела значительные позитивные изменения - она стала более прозрачной, а также, благодаря внедрению системы электронных торгов, более современной. Уже определены и направления развития. Во-первых, петербургская площадка требует расширения до пределов СЗФО, что позволит создать более здоровую конкурентную среду, во-вторых, нужна корректировка и самого федерального закона, который в настоящее время одновременно допускает как конкуренцию, так и возможность сговора участников аукциона.
Хотя в целом городские власти удовлетворены госзаказом, сумма которого в этом году составила 190 миллиардов рублей, причем 10 миллиардов удалось сэкономить. С начала года подряды от государства получили более 14 тысяч компаний Петербурга.
Однако все ли так позитивно? Ведь со всех сторон слышатся жалобы предпринимателей на то, что результаты торгов всегда известны. Что говорят сами участники госзаказа?
Существующая система, как считает директор строительной компании Александр Гутман, отвечает принципу "надежно, выгодно, удобно": надежно - благодаря поддержке властей, удобно - так как способствует преодолению бюрократических барьеров, выгодно - потому что фактически гарантирует стабильную чистую прибыль в 5-7 процентов. Однако, по его мнению, слабыми местами системы в настоящий момент является возможность ценового демпинга (что устранимо путем введения регулярных проверок участников аукциона), а также существующий бумажный документооборот, что тоже исправляется путем перехода на электронную форму отчетности.
В существующем законе "есть дыры, в которые лезут недобросовестные подрядчики", считает Эльгиз Качаев, председатель петербургского регионального отделения "Деловой России". Предприниматели жалуются, но и боятся последствий, что не позволяет вовремя выявлять все нарушения. Необходимо принятие элементарных мер, которые смогли бы улучшить ситуацию. Во-первых, необходим жесткий контроль над подачей и неразглашением котировочных заявок, во-вторых, требуется повышение ответственности заказчика и исполнителя за качество завершенных работ - чиновник и предприниматель должны одинаково отвечать за ошибки.
Кроме того, требуются квалифицированный отбор участников, постепенная проверка новых игроков на небольших заказах, контроль подготовки и проведения торгов со стороны общественных саморегулирующих организаций. Они также должны проверять составление сметно-проектной документации, цены в которых сейчас зачастую либо слишком завышены, либо занижены.
Кроме того, должна быть улучшена конкурентная среда, чему может способствовать стабильный спрос на рынке, считает поставщик спортивного оборудования по системе госзаказа Руслан Жигачев. Это будет способствовать более четкому выполнению технического задания, нарушения которого сейчас не редкость. "Ведь главное в госзаказе - это качество, о котором все забывают, а потом уже экономия", - говорит председатель совета директоров консалтинговой группы Сергей Осутин. С ним согласен президент петербургского выставочного объединения Сергей Трофимов: в законе должны быть прописаны критерии качества выполнения государственного заказа. Кроме того, документ полностью игнорирует нематериальную сферу, к каковой относится тот же консалтинг. А ведь соотношение материальных и нематериальных услуг во всем мире - тридцать к семидесяти. Сейчас бюджет города получает от этих отраслей не более одного процента дохода, а мог бы получать в десятки раз больше - как в Европе.
О качестве работ говорит и другой эксперт, занимающийся реставрационными работами. "Чем мы честнее, тем менее конкурентны. Недавно мы выбыли с торгов после двадцатипроцентного падения ставок, а победил тот, кто скинул шестьдесят пять процентов. А речь шла о реставрации одной из лестниц Эрмитажа. Разве это нормально? Ведь понятно, если сбрасывают больше двадцати процентов, объект не простоит больше пяти лет, а это уже не экономия".
Таким образом, проблемы в госзаказе есть. Единственным выходом из сложившейся ситуации, считает Михаил Осеевский, может быть активность общественных организаций и самих участников госзаказа. Правительство города не может осуществлять полный контроль над системой, в этом ему требуется помощь бизнеса. Рынку надо самому следить за качеством работ, активнее использовать телефоны "горячих линий" в случае очевидных нарушений. И тогда система получит то необходимое развитие, при котором прибыль будут получать все участники рынка, коим не чужды принципы честной конкуренции.