Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по региональному развитию подчеркнул неэффективность бюджетных расходов на содержание органов госвласти и местного самоуправления, а также в сферах образования и здравоохранения. И это неудивительно - это самые коррумпированные виды и сферы деятельности.
В регионах теневую экономику генерирует прежде всего коррупция и быстрый рост количества чиновников. Общее число чиновников в стране выросло за последние 10 лет в 1,74 раза (с 1.01.1998 г. по 1.10.2008 г.). Аппарат органов управления Воронежской обл. с 1992 г. (22 тыс.) по 2004 г. (45,7 тыс.) удвоился.
В этих цифрах и содержится ответ на вопрос, что делать для ускорения выхода из кризиса - сокращать число чиновников и их аппарат.
Положение с неэффективностью расходов по главным бюджетным статьям муниципальных образований (МО) усугубила неэффективная реформа межбюджетных отношений. И то, что сейчас критикует премьер, только цветочки, рано или поздно созреют и ягодки.
В результате реформ межбюджетных отношений начала этого века Красноярск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Воронеж и другие крупные города - налоговые доноры субъектов РФ - испытывают острый бюджетный голод. Им оставляют менее 20% от собираемых налогов с их территорий. До 2000 г. оставляли более 40%. И уже 9 лет наши кладези человеческого капитала находятся в бюджетном кризисе. В крупнейших городах страны ежегодно недофинансируются статьи расходов бюджетов по образованию и здравоохранению.
Высокая изношенность инфраструктуры, сетей и дорог крупнейших городов страны, финансирование по остаточному принципу образования и здравоохранения снижают качество жизни в них, снижают инвестиционную привлекательность главных локомотивов развития России, очагов создания инновационной экономики и венчурного бизнеса.
Изъятую долю налогов у крупных городов передали через бюджеты субъектов РФ другим МО, имеющим низкую налоговую обеспеченность. Крупные города остались без стабильного и достаточного финансирования развития человеческого капитала (ЧК).
Судя по проектам ФБ, бюджетов субъектов РФ и крупных городов на 2010-2012 годы, никаких существенных изменений в межбюджетных отношениях не происходит и не планируется. Вместе с тем необходимость существенной коррекции межбюджетных отношений просто перезрела. Необходимо вернуть налоговым донорам территорий - экономически сильным МО их прежнюю долю в налогах. Развитие и повышение качества ЧК крупных городов только и может стать основой формирования инновационной экономики. А новым поселениям надо помогать из нефтегазовых доходов. Незачем проводить антикризисные мероприятия, скажем, в США, размещая там резервы России. Своих надо поддерживать.