Юрий Саакян: Госкорпорации - не панацея от любых экономических бед

Госкорпорации - не панацея от любых экономических бед, но и не абсолютное, экономически неэффективное зло, как многие пытаются их представить. Это прежде всего инструмент, который необходимо научиться эффективно использовать, более того, четко видеть границы его применимости.

Возможность создания таких хозсубъектов, как госкорпорации, имелась у государства с 1999 года. Долгое время государство ограничивало себя в плане создания таких юрлиц -АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций), созданное для борьбы с последствиями банковского кризиса 1998 года, долгое время оставалось практически единственной госкорпорацией, к тому же преобразованной из формы АО в некоммерческую организацию. Почему некоммерческую? Ответ дается в законодательстве. В соответствии с законом госкорпорация:

является некоммерческой организацией;

создается для осуществления социальных управленческих или иных общественно полезных функций;

предпринимательской деятельностью может заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует им.

Это означает, что основной деятельностью государственной корпорации не может быть деятельность предпринимательская. У того же АРКО, основной задачей которого было выполнение функций "пожарной команды" в банковском секторе, вся прибыль, получаемая в ходе оздоровления кредитных организаций, вкладывалась дальше в оздоровление банков. Однако когда финансовый "пожар" окончательно был потушен, то и госкорпорация была расформирована.

Таким образом, мы видим еще один важный признак госкорпорации - ее проектную направленность. Под конкретную народно-хозяйственную проблему создается инструмент ее решения. Насколько эффективны госкорпорации, покажет время, и одного успешного примера АРКО здесь явно пока недостаточно для сколь-либо надежных выводов. Создание госкорпорации для решения, в общем-то, тривиальной задачи по проведению Олимпиады говорит нам скорее не о масштабности задачи, хотя она тем не менее присутствует, а о степени падения эффективности организационно-управленческого потенциала страны на всех уровнях. Речь здесь не столько о присутствующем на любой большой стройке банальном воровстве, сколько о почти утерянных навыках качественно и в срок организовать работу сотен предприятий. Говоря другими словами -реализации крупномасштабных и амбициозных проектов.