По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сегодня на российском рынке нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально - интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) снижать оптовые цены по всей номенклатуре продукции, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен. Прислушаются ли к этому мнению нефтяные компании, мы узнали у заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина.
- В начале месяца сообщалось, что сразу две крупнейшие нефтяные компании готовы снизить оптовые цены на нефтепродукты. Кроме того, "ЛУКОЙЛ" сообщил, что готов перенести плановый ремонт своих НПЗ, мотивируя это необходимостью соблюдать антимонопольное законодательство. Как вы оцениваете действия нефтяников? Следствием чего они могли стать?
- В нашем понимании ситуация такова, что цены на оптовом рынке должны снижаться, причем достаточно существенно. Соответствующую позицию мы изложили и направили в адрес семи крупнейших нефтяных компаний, и в рамках этого обращения мы предложили сообщить о том, какие меры предпринимаются компаниями, чтобы снизить цены. Все компании ответили ФАС и изложили свою позицию, дали информацию о снижении цен и предложения по мероприятиям, которые способствуют развитию конкуренции. В том числе по вопросам, связанным с переносом плановых ремонтов с текущей даты на более поздний срок. Ранее - год или два назад - мы предупреждали нефтяные компании о недопустимости одновременного проведения ремонта всеми нефтяными компаниями, поскольку это может приводить к необоснованному росту цен.
То, что компания выступает с такой инициативой, - логичное поведение в условиях рынка с учетом позиции антимонопольного органа. Другие компании также предлагают меры, направленные на развитие конкуренции. Так, предлагается выставлять на биржевую площадку такие объемы нефтепродуктов, которые позволяют формировать ликвидный рынок. А торговля в открытом, прозрачном режиме позволяет формировать рыночные индикаторы цены, а не монопольные их суррогаты. Компании также готовы исключать из режима торговли непроизводительных перепродавцов ("накручивающих" до 30% к конечной цене) и заключать прямые контракты на основе формулы цены. Имеется и ряд других предложений, способствующих развитию конкуренции. Такие мероприятия мы, естественно, поддерживаем, независимо от того, каковы мотивы у компании для принятия подобных решений: в ответ ли на обращение ФАС, в соответствии ли с пониманием компаниями рыночной ситуации. Для нас важен результат.
- И каких результатов вы ждете?
- Ждем снижения цен, а также ждем перехода на рыночные механизмы их формирования.
- Вы полагаете, что это может случиться?
- Это происходит.
- Вам не кажется обидным то, что наши автовладельцы оставляют солидную часть зарплаты на автозаправках в стране, где добывается рекордное количество нефти. Вы полагаете, что когда-нибудь наступит время, когда для нас бензин будет стоить значительно дешевле, а не на копейки, на которые сейчас снижается его цена?
- Дело в том, что в среднем в выручке нефтяных компаний доля налогов составляет 40-55%. В этом смысле сказать, что завтра цена может снизиться в два-три раза, уже только в силу этого, невозможно. Но при этом мы считаем, что наши автовладельцы действительно переплачивают за бензин. Эти факты установлены в рамках дел против нефтяных компаний. Суммарный размер наложенных на компании штрафов составляет порядка 15 млрд рублей. Вследствие нарушений антимонопольного законодательства цены на нефтепродукты завышены, они могли бы быть ниже.
- Насколько?
- Уровень цен зависит от конъюнктуры внешнего рынка, системы налогообложения, соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке, текущей экономической ситуации в стране. По разным оценкам, цены могли быть ниже от 10 до 20 процентов. Повышенные цены на заправках поддерживаются из-за завышенных (вследствие нарушений антимонопольного законодательства в 2008 и 2009 годах) цен в оптовом звене.
Нельзя считать оправданным, когда многие предприятия сухопутного транспорта являются убыточными, в том числе по причине дороговизны автомобильного топлива. Эту ситуацию необходимо исправлять. По количеству автомобилей на душу населения Россия в два-три раза отстает от Европы, еще больше - от США.
По объему авиаперевозок мы так и не вышли на уровень 1990 года. На долю СНГ, где проживает 4,5% общей мировой численности населения, приходится лишь 2,3% мирового пассажирооборота. В то же время на США приходится 4,7% населения всего мира и 29% мирового пассажирооборота, на долю 25 стран ЕС - 6,2% и 21,1% соответственно. Для России с ее географическим местоположением такое отставание в показателях транспортной доступности недопустимо.
Топливо для транспортных сфер деятельности является ключевым влияющим фактором. Для того чтобы обеспечить транспортную доступность, ситуация в топливообеспечении должна быть стабильной. Нельзя постоянными ценовыми всплесками проверять экономику на прочность. Поэтому наши действия последовательны: мы добивались и будем добиваться и снижения цен, и восстановления условий конкуренции, и уплаты штрафов. В последующем возможно применение уголовной ответственности - с конца октября в силу вступают поправки в Уголовный кодекс в этой части. До семи лет лишения свободы за картельный сговор, либо за неоднократное злоупотребление доминирующим положением на рынке
- Может, нужна еще и политическая воля, как в странах, где добывают нефть? Там-то стоимость бензина просто смехотворна.
- В любом случае, политические решения не могут приниматься вопреки экономическим законам. Заниженная стоимость на топливо вместо социальной стабильности может привести к обратным результатам. В Индонезии долгое время была заниженная цена на бензин, потом цена выросла в несколько раз, и это привело к значительным социальным волнениям. Цены должны находиться на экономически обоснованном уровне, отражающем ценность этого исчерпаемого природного ресурса. К примеру, в Норвегии (тоже стране-производителе и экспортере нефти) цены находятся на европейском уровне, который в два с лишним раза выше, чем в России.
Но мы в России не готовы применять европейские цены. Наши цены должны быть кратно ниже с учетом уровня жизни населения, а также в связи с различием в уровне расходов и налогов, которые несут и платят российские и европейские компании.
Уровень докризисных цен в предыдущие годы позволял ежегодно на 50 процентов увеличивать количество приобретаемых населением новых автомобилей, на 10-15% ежегодно увеличивать объемы авиаперевозок. Но топливные кризисы, в том числе имевший место в 2008 году, препятствуют устойчивому росту экономики. Для страны, экономика которой в значительной степени зависит от сырьевого сектора, именно сырьевые кризисы являются наиболее опасными. Они удушающе влияют на экономику. В этом смысле, конечно, политическая составляющая важна.
Правительством РФ в мае этого года принята программа мер по развитию конкуренции. Согласно программе к числу рынков, которые характеризуются наиболее неблагоприятной ситуацией, относится и рынок нефти и нефтепродуктов. В программе сформулирован целый ряд мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы эту ситуацию изменить. Кроме того, в плане первоочередных антикризисных мер правительства РФ стояло принятие правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, в том числе к услугам в топливно-заправочных комплексах. Этот документ уже утвержден правительством РФ. Это позволило существенно стабилизировать ситуацию на рынке авиаперевозок.
- ФАС России создала экспертный совет по рынку нефти и нефтепродуктов. Какие задачи ставятся перед этим органом? Какие у него будут новые функции?
- Необходимо задействовать интеллектуальный потенциал в технической, экономической, правовой сферах, который имеется у участников рынка, у экспертов для целей развития рыночных отношений на рынке нефти и нефтепродуктов. Для этого необходимо реализовать целый ряд мероприятий в этой области. Они касаются совершенствования налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования, повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействия развитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения (рост добычи нефти малыми и средними компаниями, строительство новых независимых от нефтяных компаний НПЗ, реализация нефтепродуктов независимыми АЗС).
- Вы думаете, будет конкурс на место в экспертный совет?
- Я знаю, что уже много желающих участвовать в этом совете.
- Будет ли этот совет взаимодействовать с рабочей группой при ФАС России по рынку нефтепродуктов?
- В ФАС России существует несколько групп по этому вопросу. Скажем, была рабочая группа по рынку авиатоплива, по результатам ее работы правительство утвердило план мер по улучшению ситуации на рынке авиатоплива. Работает группа по актуальным направлениям развития конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. В рамках этой группы подготовлены и направлены в правительство РФ предложения по особенностям поставки нефтепродуктов для нужд села. Обсуждаются механизмы формирования контрактов на базе формулы цены, а также вопросы организации биржевой торговли нефтепродуктами. Эти группы плавно перейдут в режим работы в рамках экспертного совета. При экспертном совете также могут формироваться соответствующие рабочие группы по основным направлениям деятельности.
- Связано ли создание экспертного совета с последними решениями ФАС России в отношении нефтяных компаний?
- На экспертном совете не рассматриваются конкретные дела. Для этого есть соответствующие процедуры, установленные антимонопольным законодательством. Задача экспертного совета состоит не в том, чтобы рассматривать вопросы отдельных участников рынка, а в том, чтобы рассматривать общие проблемы, общие правила игры. Косвенно работа экспертного совета может проявиться, но не в отношении этих дел. Здесь уже вынесены решения, предписания, и сейчас идет судебная процедура разбирательства и принятия окончательного решения по данному вопросу. А экспертный совет будет работать на будущее, на развитие рынков. Поэтому процедуры рассмотрения дел в режиме пресечения антимонопольного законодательства - это свой аспект, а процедуры, связанные с предупреждением нарушения, с развитием конкуренции, с адвокатированием конкуренции - это задача экспертного совета.