В Калининградском торговом порту уже в ближайшее время будет возобновлена перевалка калийных удобрений из Беларуси. Об этом руководству порта в середине октября удалось договориться с белорусскими представителями. Для того чтобы принимать такой груз в крупных объемах, в порту к 2007 году был построен специальный терминал. Но из-за отсутствия контрактов он уже больше года стоит незагруженным. Тем не менее проблема эта решается. На первом этапе проекта порт сможет ежегодно обрабатывать около 200 тысяч тонн белорусских калийных удобрений. Вдобавок Калининградский торговый порт сможет возобновить перевалку белорусской машиностроительной продукции. Кстати, в докризисный период оборот таких белорусских грузов составлял свыше 70 тысяч тонн в год в этом порту.
По мнению Владимира Каминского, директора по стратегическому планированию и развитию бизнеса Калининградского торгового порта, "Беларусь является потенциальным партнером, с которым мы можем работать всерьез и надолго".
По оценкам российских и белорусских экспертов, главными "первичными грузонаполнителями" портов Калининградской области вскоре станут, как и прежде, белорусские грузы, особенно калийные удобрения. Начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин убежден: "Провозные возможности самой западной стальной магистрали России (Калининградской железной дороги. - А.А.) позволяют в полной мере обеспечить перевозку белорусских удобрений".
Более того, многие российские, белорусские и литовские аналитики полагают, что согласованная транзитно-тарифная политика Калининграда, Москвы, Вильнюса и Минска в сочетании с невостребованными пока нефтетранзитными возможностями Калининградской области могут реанимировать проект неф тепровода от северного участка нефтепровода "Дружба", то есть из северного района Витебской области через Литву в калининградские порты. Во-первых, эта артерия позволит российской стороне более чем на четверть сократить транзит российской неф ти через Украину, а во-вторых, трубопроводный неф тетранзит по маршруту Беларусь - Литва - Калининград почти вдвое короче, чем по украинской территории.