В 2009 году в Екатеринбурге открылось пять крупных негосударственных медицинских центров, оснащенных самым современным оборудованием. Невзирая на существенное снижение доходов населения, рынок медицинских услуг на Среднем Урале растет.
Болеть не стали реже
На территории Свердловской области зарегистрировано 789 негосударственных медицинских организаций, из них 546 коммерческих. Как отмечает глава областного минздрава Владимир Климин, количество частных учреждений здравоохранения больше, чем областных и муниципальных. Однако, по мнению министра, сравнивать государственную и частную медицину по охвату населения или объему оказываемых услуг пока рано: коммерческий сектор в основном сконцентрирован в отдельных областях здравоохранения - например, в гинекологии и косметологии. Больше всего частных медицинских организаций (354, в том числе 190 - в Екатеринбурге) оказывают стоматологические услуги.
Как подчеркнула руководитель отдела лицензирования областного минздрава Наталья Харламова, только за последние три года количество частных лечебниц увеличилось почти на сотню. Правда, столь бурный рост медицинского бизнеса в министерстве объясняют тем, что, во-первых, многие крупные частные клиники, расположенные в Екатеринбурге, открывают филиалы, во-вторых, часть из зарегистрировавшихся фирм существовали и ранее, но теперь изменили юридический статус, скажем, ИП образовали акционерные общества.
Экономический кризис, по оценке экспертов, оказал негативное влияние на работу частных медицинских организаций: количество пациентов снизилось, особенно летом, в период отпусков и каникул. Однако частные медицинские организации в 2009 году не закрывались. В Минздраве отмечают, что кризисные явления отчасти даже явились стимулирующим фактором для них: ряд фирм дополнительно пролицензировали ряд технологий (работ), наиболее востребованных пациентами.
Тем не менее открытие новых частных медучреждений - дело достаточно рискованное и требующее тщательных расчетов.
- Сейчас сложно говорить о каких-то прогнозах. То, как наш бизнес будет развиваться, во многом зависит от общеэкономической ситуации в стране и мире, - комментирует директор одного из недавно начавших работу медицинских центров Артур Воробьев. - Однако даже в условиях кризиса спрос на медицинские услуги снизился незначительно, и хочется надеяться, что здоровье всегда будет для людей приоритетом.
Как отмечает ответственный секретарь первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Самошкин, наиболее устойчивыми оказываются многопрофильные клиники: если организации узкой направленности в течение года могут испытывать колебания спроса на услуги до 30 процентов, то у более крупных они не превышают 15. При этом эксперт констатирует, что в центральных регионах России "вилка" между сезонами наиболее низкого и повышенного спроса достигает 25 процентов, а на Урале эта разница не более 15 - 17.
Экономные работодатели
В отличие от медучреждений областного масштаба, средние и небольшие клиники вынуждены всерьез озаботиться обеспечением клиентского потока. Изменение рыночной стратегии медучреждений зафиксировали в сфере добровольного медицинского страхования (ДМС). По словам одного из руководителей крупной страховой компании, раньше страховым организациям приходилось самим налаживать контакты с клиниками, а теперь инициатива заключения договоров, как правило, исходит от медицинских организаций. При этом в зависимости от величины обеспечиваемого страховой компанией клиентского потока колеблется и стоимость медицинских услуг для пациентов: скидки могут достигать 20 процентов.
Изменился и спрос на полисы ДМС. Многие компании, которые до кризиса обеспечивали обслуживание своих сотрудников в хороших клиниках, стараются сохранить добровольное медстрахование даже в неблагоприятных экономических условиях. Однако организации "ужимают" бюджеты на страхование до минимума - шести процентов от фонда оплаты труда (в таком размере эти средства можно включить в себестоимость производимой предприятием продукции и не платить с них налоги). Ранее этот барьер расходов на здравоохранение работодатели часто переступали.
Кроме того, отмечают страховщики, статус клиники перестал быть для работодателей ключевым фактором: теперь большинство ориентировано в первую очередь на стоимость услуг. При составлении программ страхования сотрудников, обычно включающих стоматологическое, амбулаторное и стационарное обслуживание, участились отказы от стационаров. Это тоже способ сэкономить: при необходимости госпитализации человек все равно не окажется без помощи - ее обязаны предоставить государственные медучреждения.
Некоторые из частных клиник активно стремятся получить право обслуживать граждан по полисам обязательного медицинского страхования и финансирование из муниципальных и областных бюджетов. Как отмечает руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, "бесплатное" медицинское обслуживание граждан на самом деле тоже оплачивается - просто не из их кармана, а из средств государства. А потому тоже является частью рынка. 16 частных медучреждений региона уже работают по программам государственных гарантий, и в некоторых недавно открытых частных клиниках отмечают, что переговоры по включению в такие программы уже ведутся.
С июля 2009 года у частных клиник появилась дополнительная возможность получить преференции от государства. В соответствии с поправками, внесенными законом № 164-ФЗ в законодательство о защите конкуренции, предоставление помещений для медицинских учреждений из муниципального или государственного фонда теперь не требует проведения торгов, что может позитивно сказаться и на себестоимости услуг частных клиник.
Эскулапы в подполье
Как отмечает Наталья Харламова, некоторые (чаще всего небольшие) коммерческие медицинские организации в погоне за прибылью уделяют мало внимания вопросам внутреннего контроля качества оказываемых услуг, предоставлению достоверной информации пациентам и правильному ведению учетно-отчетной документации. Больше всего жалоб поступает на стоматологические клиники, при проверке которых выявляется немало нарушений.
Наиболее распространенные "прегрешения" предпринимателей от медицины - это неполное лицензирование (на некоторые оказываемые услуги у клиники есть лицензии, на другие - нет), нарушения ведения медицинской документации (записи в медкартах больных или малоинформативны, или отсутствуют вовсе) и журналов внутреннего контроля (они должны отражать проведение уборок, обработки инструментария и т. п.). Зачастую клиент также не имеет возможности ознакомиться с полной информацией о клинике - ее просто нет на информационных стендах.
Имеется на рынке медицинских услуг и вовсе "нелегальный" сектор. В основном он представлен деятельностью парикмахерских и салонов, оказывающих услуги по массажу и косметологии. При их оказании - особенно с применением аппаратов, относящихся к изделиям медицинского назначения, - у организации непременно должна быть лицензия на медицинскую деятельность. Так же как и у салонов оптики, занимающихся контактной и бесконтактной коррекцией зрения, обязательно должен быть и отдельный кабинет офтальмолога, и лицензия на медицинскую деятельность в этой сфере.