На прошлой неделе перед депутатами Госдумы открывалась перспектива пересесть из комфортабельных автомобилей в вагоны метро.
300 водителей компании ГЕМА, осуществляющей транспортное обслуживание думцев, готовы были решиться на неординарный шаг - не выводить свои машины на линии. Так водители собирались протестовать против понижения заработной платы, которое якобы им грозило с нового года. Но уже к понедельнику, 26 октября, конфликт благополучно разрешился. Представители компании, приглашенные на Охотный Ряд для объяснений, заверили депутатов, что не собираются понижать зарплату водителям и пообещали выплачивать ее в срок.
Между тем публично проявившаяся проблема людей, которые всякой публичности обычно избегают, заставила внимательнее присмотреться к тем, кто сидит за рулем иномарок, выстроившихся перед зданием Госдумы в ожидании народных избранников.
Знакомьтесь, Андрей Белоусов, персональный водитель с 15-летним стажем. Правда, работает не в компании ГЕМА, а в автохозяйстве Управделами президента, которое также предоставляет автомобили для депутатских поездок. Таких проблем с выплатой зарплаты, как у частников, на госпредприятии нет. И в гараже условия, естественно, лучше. А в остальном все так же. Рабочий день начинается с семи утра, а заканчивается... А вот когда заканчивается, точно и не скажешь - как получится.
Техническая часть автомобиля - это забота автомехаников, Белоусову только оперативно надо подать заявку, если заподозрит какую-то неисправность. А вот чистоту в салоне водитель наводит сам. Машина всегда должна быть в полном порядке и в любое время готова отправиться в поездку, иногда неблизкую. Потому что члену Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Наталье Ермаковой, с которой работает сейчас Белоусов, приходится по депутатским делам выезжать и в Московскую область. В более дальние регионы народные избранники, как правило, ездят уже на другом транспорте.
Главная головная боль всех автомобилистов - московские пробки - Андрея Белоусова, конечно, тоже беспокоит. Потому что авральные ситуации - когда из пункта А в пункт Б надо доехать как можно быстрее - у депутатов нормальное явление. Поневоле тут вспомнишь отмененные "мигалки" и спецсигналы. Но Андрей по ним особенно не горюет - отменили так отменили. А успеть вовремя к месту можно и без них. Говорят, у Белоусова собственный "навигатор" в голове - он умеет выбирать короткий путь, знает, как объехать пробки. По крайней мере, его пассажирам никогда не приходилось покидать автомобиль и спускаться в метро, чтобы не опоздать на какое-то важное мероприятие.
"Вашу работу можно сравнить с работой таксиста?" - спрашиваю Белоусова. "Не знаю, - отвечает, - таксистом никогда не работал. У меня другая профессия - персональный водитель, так в трудовой книжке и записано".
Быть персональным водителем - это значит быть психологом, понимать, когда нужно сказать что-то своему пассажиру, когда лучше помолчать. Включить музыку или срочно переключиться на новости. Ведь дорога для депутата бывает и временем короткого отдыха, и, напротив, возможностью решить какие-то неотложные дела. Водителю приходится иногда поработать и курьером - если требуется срочно доставить какие-то документы.
"А по магазинам?" - уточняю. "В мои обязанности это не входит и меня не касается. По магазинам не езжу", - твердо заявляет Белоусов.