В воскресенье в московском кинотеатре "Художественный" открывается 10-й юбилейный кинофестиваль "Улыбнись, Россия!". О нем "Российской газете" рассказала его президент, кинорежиссер Алла Сурикова.
Российская газета: Вы затеяли свой фестиваль уже десять лет тому назад. Удалось наконец заставить Россию улыбаться?
Алла Сурикова: Несмотря ни на что и вопреки всему. И как зритель, и как режиссер я поклонница кинокомедии, почти все мои картины, за исключением иронической мелодрамы "Вы не оставите меня", - все они сделаны в этом жанре. И училась я у Георгия Николаевича Данелии - большого мастера комедийного жанра. Поэтому мне очень хотелось поддержать этот редкий и трудный жанр. Фестиваль родился в Краснодаре, где он просуществовал два года и потом благополучно почил. А я это древко подхватила, подняла... и вот уже 10 лет!
РГ: Невозможно понять, где вы находите для фестиваля достаточное количество отечественных комедий. На экранах их почти нет.
Сурикова: В первые годы действительно было трудно - приходилось выкручиваться, делать ретропрограммы. А в этом году даже не все законченные производством фильмы попали в программу: фестиваль ведь идет только неделю. На его афише 17 полнометражных картин, плюс программа "короткого метра", плюс документальное кино.
РГ: А где все это можно посмотреть?
Сурикова: В основном в кинотеатре "Художественный". Некоторые фильмы пойдут в кинотеатре "Улан-Батор", в Доме актера и Доме архитектора. В кинотеатре "Салют" состоится показ музыкальной комедии Василия Пичула "Кинофестиваль". Она снята уже несколько лет назад, но до экранов так и не добралась, и мы решили устроить ей бенефис. Музыку к ней написал Алексей Шелыгин, с которым я делаю уже третью картину - "Человек с бульвара КапуциноК". С ним работа - удовольствие: схватывает на лету, прекрасный мелодист, интеллигентный человек - моцартианский полет!
РГ: Кому на этот раз будет вручена ваша традиционная премия "За вклад в комедию"?
Сурикова: Галине Польских, Олегу Табакову, Михаилу Козакову, Александру Филиппенко и Николаю Фоменко. А премию "За вклад в чувство юмора страны" получит вслед за нашим прошлогодним лауреатом Михаилом Жванецким Геннадий Хазанов. Мы не забываем и тех комедиографов - режиссеров, актеров, композиторов, что ушли.... Григорий Горин, Юрий Никулин, Андрей Миронов, Никита Богословский... - они ведь и после жизни продолжают нас радовать своим творчеством. А мы продолжаем их благодарить.
РГ: А кто определяет судьбу премий, которые получат лучшие фильмы фестиваля?
Сурикова: При входе в кинотеатр каждый зритель получит вместо билета (все сеансы - бесплатные) анкету для голосования - эти голоса и определят наших новых лауреатов. Даже не надо ничего отмечать, искать карандаш и все такое. Все проще. В каждом бюллетене - три отрывных талончика: "отлично", "хорошо" и "так себе". Плохих комедий у нас не бывает - это слишком трудный жанр. Есть еще Экспертный совет под председательством Глеба Скороходова - он тоже выразит свое мнение. Свои призы вручат студенты Высшей школы телевидения и жюри Федерации киноклубов. Наконец, на церемонии закрытия фестиваля обещал вручить свой приз Пьер Карден.
РГ: Призы выполнены в виде улыбки Чеширского кота?
Сурикова: Зачем нам чужой кот? У нас есть свои улыбчивые персонажи - скоморохи.
РГ: Вы можете порекомендовать из фильмов те, которые вам понравились больше?
Сурикова: Мне легко: я не видела ни одного фильма. Но о них хорошо говорят: "Банкрот" Игоря Масленникова, "Кошечка" Григория Константинопольского, "Новые времена, или Биржа недвижимости" Галины Евтушенко, "Двойная пропажа" Валерия Лонского, "Европа - Азия" Ивана Дыховичного... Есть дебюты.
РГ: Как человек, имеющий честь входить в ваш Экспертный совет, могу засвидетельствовать: есть хорошие фильмы.
Сурикова: И можно себя с этим поздравить. В принципе мы не отказываем никому в праве показать свой фильм на фестивале: как говорил мой учитель Георгий Николаевич Данелия, в мире делается 40-50 комедий, из них очень удачных 4-5. Не могут же все быть у нас?! Но очень важно, чтобы каждая имела выход к зрителю и получила поддержку. Потому что снимать комедию гораздо труднее, чем трагедию или драму.
РГ: При этом комедии обычно снимаются под обстрелом критики, под скептические усмешки...
Сурикова: Поэтому не стреляйте в пианиста, он хочет как лучше. Может быть, на фестиваль придет Виктор Степанович Черномырдин...
РГ: Ну, он по части юмора всех положит на обе лопатки!
Сурикова: Поэтому мы его пригласили и хотели бы ему тоже вручить премию. В числе важных для нас событий фестиваля - вечер памяти Татьяны Пельтцер, на который приглашены Инна Чурикова, Марк Захаров, Наталья Селезнева и другие актеры и режиссеры, которые с ней работали. На вечере будет показан фильм Марка Захарова "Три девушки в голубом" по спектаклю, где она играла. Кроме того, в деревне "Этномир" под Боровском 4 ноября будет торжественно открыта скульптурная композиция "Улыбайтесь!", скульп тор Андрей Орлов.
РГ: Вы заканчиваете новую комедию "Человек с бульвара КапуциноК" - это что, сиквел вашего "Человека с бульвара Капуцинов"?
Сурикова: Парафраз. И есть прин ципиальные отличия. Во-первых, "КапуциноК" - с большим жирным "К" в конце, то есть как бы женский вариант. Во-вторых, действие происходит сегодня и не на Диком Западе. а в маленьком русском городе. Это совершенно самостоятельная история, и общего в этих фильмах только то, что они оба - о любви к кино. "Кино- волшебная отрава" - поют мои героини (Маша Миронова и Лиза Боярская). И еще о том, что никогда не поздно поменять и профессию, и жизнь, чтоб заниматься любимым делом. В наши дни, когда все решают деньги, я хочу вернуть людей к временам, когда кадры решали очень многое. Я имею в виду кинокадры.
РГ: Это музыкальный фильм?
Сурикова: В меру драчливый, достаточно музыкальный и еще, надеюсь, комедийный. Герой Лени Ярмольника, цитируя себя же из предыдущей картины, вопрошает: Сдается мне, вы здесь комедию снимаете? На что герой Булдакова отвечает: "А не получится комедия - будет трагедия..."
РГ: Когда мы увидим "КапуциноК"?
Сурикова: Не знаю. У меня пока нет ответа на этот вопрос. Картина только закончена. Сегодня совершенно другие условия игры, и хотя мне кажется, что картина получилась и динамичной, и музыкальной, и симпатичной, я, правда, пока не знаю.
РГ: Ваша предыдущая картина "Вы не оставите меня" была более чем симпатична - замечательная комедийная мелодрама, ироничная, с бездной первоклассных актеров. Как сложилась ее судьба?
Сурикова: Она вообще не сложилась. Прокат у нее был очень ограниченный, и ее дважды показали по телевидению. Правда, с купюрами.
РГ: А какое право телеканалы имеют резать фильмы по своему вкусу?
Сурикова: У меня была история. Сериал "Идеальная пара" мы делали тщательно, буквально вылизывая каждый кадр. И вдруг я вижу, что в угоду рекламе из сцены вырезают минуты четыре! Вся сцена полетела! На что мой оператор сказал: "Ну что ты хочешь! Сериал - это прокладка для прокладок!"
РГ: У вас есть один уникальный проект - документальный сериал о провинциальных музеях.
Сурикова: Сделано уже пятьдесят картин, их снимают студенты - мои и не мои. Придумала я этот сериал в 1999 году, когда был первый выпуск моей режиссерской мастерской и ребята выходили "в никуда": кино практически развалилось, по "Мосфильму" бегали крысы. И тогда пришла счастливая идея, ее поддержали, и первую картину о вепсах и их музее "Рюрик и его Шелт озеро" снимали все вместе. А сейчас уже география - от Калининграда до Шушенского, от Вельска на севере до Астрахани на юге. Эти фильмы идут по каналу "Культура", и я думаю, делают большое дело: мы узнаем о музеях русской глубинки, о подвижниках, которые эти сокровища собирают и хранят. Провинциальные музеи - это центры культуры в малых городах России. Это действительно очень интересно. Недавно наши картины показывали в библиотеке Нью-Йорка.
РГ: Вы имеете дело с кинемато графической молодежью - каковы там настроения? Торжествует прагматизм?
Сурикова: Они в этом не виноваты. Свои условия диктуют продюсеры. Но пока они на курсах, у них есть возможность делать свое кино.
РГ: Продюсеры жестко навязывают свои вкусы?
Сурикова: У меня был случай, когда человек, который собирался дать кучку денег на съемки фильма, в "красный угол" захотел поставить свою любимую девушку. Я честно пыталась пробовать ее... Пыталась-пыталась, да и отказалась. И денег не надо, и девушки. И тем не менее я считаю, что сегодня у молодых больше возможностей, чем когда-то было у нас. Государство дает деньги на дебюты, и дебютов сейчас едва ли не треть всей кинопродукции. Кроме того, бизнесмены в массе - тоже молодые люди, это одна "тусовка", и они легко друг друга находят: "Ты мне дай денег - я сниму кино, мы с тобой поедем в Канн и там получим приз!" Разве это не повод для оптимистичной улыбки?