Недопустимо считать, что решения о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия являются одновременно и решением о его приватизации. Такой вердикт содержится в решении Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года. Сегодня "РГ" публикует этот документ на с. 15.
Теперь ликвидация и приватизация предприятий должны идти каждая своим чередом. Это важно еще и потому, что у этих процессов разные нормативные условия. И теперь они не будут противоречить друг другу.
Верховный суд РФ подробно разъяснил некоторые юридические вопросы, возникающие у судов по гражданским делам о порядке продажи на аукционах имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий. Как пояснили "РГ" эксперты, в действующем Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 2001 года указаны 10 способов приватизации. Этот перечень исчерпывающий. При этом многие пункты и юридические формулировки более раннего положения о порядке продажи государственного и муниципального имущества, которое утверждено постановлением правительства России от 15 мая 1995 года, вступают в противоречие с законом. Кроме того, положение противоречит отдельным нормам федеральных законов от 14 ноября 2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В итоге Верховный суд "удалил" из правоприменительной практики противоречивые пункты, создающие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и нарушающие права и законные интересы заявителей.
Так что теперь при рассмотрении спорных дел о продаже на аукционах государственных и муниципальных унитарных предприятий суды должны руководствоваться федеральными законами о приватизации, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также об оценочной деятельности.
Речь, в частности, идет о признании недействующими пунктов 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 и раздела IV Положения постановления правительства от 1995 года. Таким образом, решение о ликвидации унитарных предприятий нельзя считать также и решением об их приватизации. Кроме того, только в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством о приватизации и о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, суды должны рассматривать вопросы, связанные со сроками ликвидации унитарных предприятий, утверждения собственниками имущества планов продажи и вплоть до заключения договоров купли-продажи имущества ликвидируемых предприятий.