"Эту выставку я посвящаю своему отцу, который уехал из России в 1925-м", - сказала Диана фон Фюрстенберг, прощаясь с журналистами после пресс-показа выставки "Путешествие платья" в Манеже.
Это прозвучало неожиданно. Одну из самых успешных модельеров мира, женщину, давшую имя бренду DVF, создательницу модного дома и железную бизнес-леди трудно было заподозрить в сентиментальности. Кроме того, за минуту до этого она говорила, что выставка не несет "ничего личного". Она - о путешествии во времени платья с запАхом, созданного Дианой в 1973 году. За 35 лет, прошедших с тех пор, оно не только не стало старомодным, но приобрело новый блеск. Доказательством тому - наряд Мадонны, который она надевала на церемонию вручения Оскара в прошлом году (его, кстати, можно увидеть в Манеже), и платье Мишель Обамы... Что, в общем, неудивительно. Диана фон Фюрстенберг всегда говорила, что ее одежда - для женщин сильных и уверенных в себе. Впрочем, добавляя, что слабых женщин ей не попадалось в этой жизни.
И тем не менее лирическая нота, прорвавшаяся в финале пресс-конференции, не случайна. Экспозиция в Манеже, рассказывающая об истории платья, складывается в автопортрет Дианы фон Фюрстенберг. Четыре небольших подиума "Американская мечта", "Студия 54", "Дипломатия", "Работающая женщина" представляют 40 моделей платья с запАхом разных лет и... четыре образа их создательницы.
Платье, получившее название wrap-dress, что обыкновенно переводят как "платье с запАхом", интересно не только отсутствием пуговиц, что делает процесс одевания-раздевания стремительным. Дело в том, что платье, ставшее краеугольным камнем модного дома DVF, своего рода архетип любой одежды вообще. Кусок материи, обернутый вокруг тела, в Риме стал тогой, в Японии - кимоно, на побережье океана - парео, в России - платком, в Шотландии - килтом... Модельер, разумеется, не отказывает себе в удовольствии извлечь максимум из возможных ассоциаций. На выставке можно увидеть вариации на тему кимоно и туники, одежды для сафари и делового костюма... Есть даже ярко-красное революционное платье, которое, как сказала модельер, вдохновлено цветом флага русской революции. Кроме того, еще два момента принципиальны для платьев Дианы фон Фюрстенберг. Они делались из мягкого джерси, которое облегало женскую фигуру уютно и сексуально. И для материала использовались авторские принты Дианы, для которых в ход иногда могли идти даже факсимильные отпечатки ее собственного паспорта.
Возможно, что идея принтов появилась не без влияния шелкографий Энди Уорхола, с которым Диана была хорошо знакома. Раздел выставки "Студия 54", в котором представлены и портреты Дианы кисти Уорхола, отсылает к бурной эпохе расцвета американской клубной культуры. Как бы там ни было, но богемная жизнь и дружба с Уорхолом, равно как и миллиард долларов, заработанный в 1984 году, не смогли вскружить голову этой женщине. Сегодня, в 62 года, Диана фон Фюрстенберг последний раздел экспозиции посвящает работающим женщинам. Не только потому, что именно они главные покупатели ее одежды. Но и потому, что она сама работает всю жизнь.