В Ярославской области вступило в строй производство грузовиков, организованное МАЗ и ЯМЗ
На днях в Ярославской области вступило в строй совместное сборочное производство грузовиков, организованное Минским автомобильным и Ярославским моторным заводами, сообщил генеральный директор МАЗа Николай Костень. По его мнению, это существенно продвинет автомобили "МАЗ" на российский рынок. Появление этого СП - явление во многом знаковое для белорусско-российского автомобилестроения, развитию которого придается большое значение Советом Министров и Постоянным Комитетом Союзного государства. По сути речь идет о более высокой стадии интеграции родственных предприятий двух стран.
Не будет преувеличением сказать, что кризис спроса, случившийся в нынешнем году на рынке грузовых автомобилей, их крупнейших производителей отчасти застал врасплох. И дело не только в том, что у одних переполнены площадки готовой продукции, а другие вынуждены сокращать персонал, временно останавливать конвейер. Немаловажно и то, что резко изменилась структура спроса, так сказать, иным стал портрет покупателя. Возьмем, к примеру, МАЗ. До трети продаж на главном для него российском рынке приходилось на магистральные автопоезда. Однако кризис ударил в первую очередь по международным автоперевозчикам, и эта техника застряла на складах. Да и тысячи других достаточно дорогостоящих моделей, еще недавно расходившихся как горячие пирожки в базарный день. Акцент переместился на самосвальную технику недорогих моделей, на шасси и специальную технику для коммунальной и других сфер. И эта сложнейшая проблема встала перед Минским автозаводом. Ее решение явно требовало нетривиальных шагов. Какова же ситуация сейчас, примерно через год после начала кризисных явлений?
- В некоторых сегментах мы почувствовали стабилизацию спроса на российском рынке, - отвечает корреспонденту "СОЮЗа" заместитель коммерческого директора МАЗа Сергей Захаревич. - Количество наших грузовиков, скопившихся в товаропроводящей сети, удалось сократить с 1900 до 700. Более оптимальной стала структура этих запасов. Тем не менее ситуация остается напряженной. Надеемся, совместное сборочное производство в Ярославской области позволит ее отчасти разрядить. После завершения некоторых формальностей там начнется сборка наиболее простых и востребованных наших моделей. К слову, аналогичные проекты сейчас прорабатываем с московским ЗИЛом, Алтайским краем. Речь идет не только о сборке в России наших грузовых автомобилей, но и автобусов.
Тем самым белорусская продукция станет дешевле за счет применения местных узлов и материалов и ближе к покупателю. Появится прямая заинтересованность в сотрудничестве у российских партнеров, ведь каждое такое СП - это десятки, а то и сотни рабочих мест. В числе других мер МАЗа по активизации продаж - создание складов предприятия в Москве и Ростове-на-Дону, в Самаре, Саратове, Новосибирске. Также МАЗ приступает к продаже россиянам техники через только что созданную национальную белорусскую компанию "Промагролизинг". А благодаря сотрудничеству с российским "Сбербанком" вот-вот начнется кредитование продажи белорусской автотехники по схеме, когда примерно две трети кредитной ставки покупателю будет компенсировать белорусский бюджет. В заключение Сергей Захаревич сообщил еще об одном совместном проекте. На российском рынке предполагается продать 112 тягачей, оснащенных двигателем принципиально новой конструкции, освоенным по лицензии Ярославским моторным заводом. Этот мотор более экономичен, меньше весит, долговечнее. Он, естественно, сложнее в производстве и дороже прежнего, однако стоить новая техника пока будет столько же, сколько и тягач предыдущей модели.
Возможно, в мировой практике все эти шаги и не оригинальны. Но только не для МАЗа. Обретая в России новых партнеров и укрепляя деловые связи с прежними, завод решает помимо прочего и важнейшую стратегическую задачу: несмотря на временное сокращение производства, здесь избежали массовых увольнений. Это значит, что при оживлении конъюнктуры он сможет незамедлительно нарастить выпуск машин и сохранить свою нишу на мировом рынке. Если учесть, что до 70 процентов стоимости МАЗа приходится на российские материалы и комплектующие узлы и детали, то становится ясно: этот факт социально и экономически важен не только для Беларуси, но и для десятков российских предприятий.
Вот и у минского ОАО "Амкодор", выпускающего дорожно-строительную технику, недавно появился завод в российском Брянске.
- Для нас это грандиозное событие, - признал председатель совета директоров "Амкодора" Александр Шакутин. - Новое предприятие "Амкодор-Брянск" будет выпускать семь моделей машин. Если со временем понадобится, объемы производства увеличим. Пока на новом заводе создано 200 рабочих мест. Впоследствии будет расширяться.
Итак, в Брянске появляется еще 200 достаточно хорошо оплачиваемых вакансий для квалифицированных рабочих и специалистов. Если учесть, что рядом работает еще одно белорусское предприятие - по сборке комбайнов "Гомсельмаш", - то станет ясно: безработица этому российскому городу не грозит. Скорее, напротив, возможен дефицит работящих, умелых рук. Их немало было утрачено во времена межгосударственного развала, когда в корпусах машиностроительных заводов открывались рынки-барахолки. Одновременно в упадок пришла и система профессионально-технической подготовки кадров. Но и в этом Беларусь готова помочь, приняв на обучение российскую молодежь.