Поручение президента России - сформировать рабочую группу по модернизации и инновационному развитию оборонно-промышленного комплекса - будет выполнено до конца нынешнего месяца.
Об этом вчера сообщил на заседании Военно-промышленной комиссии вице-премьер Сергей Иванов.
- Фактически речь идет о создании нового координационного органа, обеспечивающего объединение всех интеллектуальных, организационных и материальных ресурсов минобороны, других заказчиков, предприятий всех форм собственности, - подчеркнул он.
Уже определен круг задач новой структуры. Ее основной функцией станет массовое оснащение армии современными вооружением и военной техникой. Кроме того, рабочая группа возьмет под контроль создание и производство новейшего арсенала, а также военно-технические связи России с иностранными государствами. Понятно, что такими задачами должен заниматься весьма представительный орган. Кого именно туда пригласят, Иванов вчера не уточнил. Но заметил, что это будут чиновники "высокого уровня".
Почему вопросами оборонки вынуждены постоянно заниматься президент и правительство, можно судить по ситуации в отрасли в целом и в отдельных ее сегментах. К сожалению, она далека от благополучия. Взять, к примеру, вертолетостроение. На Военно-промышленной комиссии вице-премьер озвучил цифры, которые кого угодно повергнут в уныние. Сегодня в армейской авиации на 1 современный вертолет приходится 9 старых. Аналогичная ситуация в ФСБ, МВД и МЧС. Главная проблема с переоснащением парка - не в отсутствии хороших идей и разработок. Их-то в России как раз хватает. Но едва дело доходит до производственного цикла, выясняется, что у нас по сути некому строить двигатели для винтокрылых машин. На большинство отечественных вертолетов сегодня ставят силовые установки украинского "Мотор Сич" - завод ежегодно поставляет в Россию порядка 250 своих изделий. Жесткая зависимость от соседей давно беспокоит российское правительство. Вот почему еще три года назад был поставлен вопрос о налаживании производства собственных двигателей для вертолетов. Но воз и ныне там. По словам Иванова, мин обороны и минпромторг неоправданно затянули согласования, и выполнение этой статьи гос оборонзаказа оказалось на грани срыва. Другой больной вопрос - отставание нашей оборонки от конкурентов - производителей современного бортового электронного оборудования и высокоточного оружия. Из-за такого "провала" говорить о круглосуточном и всепогодном применении боевых вертолетов пока не приходится.
Впрочем, в ВПК не склонны сгущать краски. Несмотря на очевидные проблемы, вертолетная отрасль потихоньку выбирается из кризиса и даже увеличивает производственные показатели. За последние 3-4 года, по словам вице-премьера, строительство винтокрылых машин в России почти удвоилось и в этом году составит 200 единиц. После длительного периода единичных заказов заметно выросли закупки вертолетов по гособоронзаказу. Наша продукция по-прежнему востребована за рубежом. Ждут ее и на внутреннем рынке. По данным минтранса, только для обновления парка гражданской авиации до 2020 года требуется примерно тысяча новых вертолетов, из которых 800 приходится на легкие экономичные машины. В ближайшие десять лет исправность вертолетного парка военных надеются довести до 90 процентов, а долю новых машин в армии поднять до 80 процентов.
Справка "РГ"
В 2007-2009 годах минобороны получило в общей сложности 64 новых вертолета. В том числе 27 "Ночных охотников" Ми-28Н, 7 "Аллигаторов" Ка-52, 3 "Черные акулы" Ка-50, 19 Ми-8 и 6 учебных вертолетов "Ансат".