Отказ "Дженерал моторс" продавать "Опель" вызвал самую большую забастовку в истории автопрома Германии
Не в спецовках на завод, а с барабанами и знаменами вышли вчера трудящиеся немецких заводов "Опель" на улицы. К самой большой забастовке в истории германского автопрома призвал проф союз "ИГ металл".
Поводом к тому было решение совета директоров "Дженерал моторс" не продавать дочерние европейские предприятия "Опель" и "Воксхолл" консорциуму Magna-Сбербанк .
Скорее всего причиной пересмотра решения, принятого американцами в сентябре, было требование комиссара Европейской комиссии Неели Крёз объяснить в официальном письме, что решение о продаже "Опеля" не было связано с обещанными кредитами немецкого правительства. Ведь таким образом было бы нарушено правило свободной конкуренции стран ЕС. Об этом в Еврокомиссию жаловались бельгийцы, англичане и испанцы - страны с заводами "Опеля", которые не смогли свободно отстегнуть парочку миллиардов, чтобы спасти свои рабочие места.
Характерно, что односторонние шаги комиссара по конкуренции Неели Крёз не были поддержаны председателем Комиссии Мануэлем Баррозо. Однако ее рискованные эскапады, видимо, и навели американцев на мысль, что правительство ФРГ не откажется от кредитов, если "Опель" останется у "Дженерал моторс". Политические амбиции и несогласованность внутри ЕС привели к тому, что каждый самостоятельно играл свою игру, делают вывод эксперты.
Из европейцев теперь в выигрыше только англичане. Они уверены, что завод "Воксхолла" закрыт не будет. Такие сигналы они, похоже, уже получили из Америки. Иначе бы председатель трудового коллектива предприятий "Дженерал моторс" в Англии не назвал решение американцев "обворожительным".
"Ужас, смятение, ярость" - таковы были слова, которые нашли немецкие рабочие, чтобы выразить свою оценку ситуации. Когда весть об отказе американцев от сделки распространилась по Германии, было уже 11 часов вечера. Вряд ли кто-то предполагал, что в ночную смену придется идти с таким настроением. И это в тот самый момент, когда, казалось бы, все было решено. Ведь перед главным заседанием в Детройте, где находится центральный офис "Дженерал моторс", рабочие европейской ветви концерна приняли решение отказаться от части зарплаты и выплат в обмен на 10 процентов долевого участия в своем предприятии.
Их благородный порыв за океаном не был оценен. Управляющие - Совет "ДжМ" так или иначе исходят из того, что рабочие с заводов не побегут. Однако председатель Совета Джон Смит утешил трудящихся тем, что сокращению подвергнутся не более 10 тысяч рабочих мест. Конечно, этому мало кто верит. Председатель трудового коллектива "Опеля" Клаус Франц прямо обвинил американцев во лжи. О том, что материнский концерн возьмется за дело в ежовых рукавицах, предупредил даже сам председатель европейской ветви "ДжМ" Карл-Петер Форстер. И протесты рабочих, похоже, не впечатляют американцев. Даже требование трудового коллектива выплатить около 900 миллионов евро, от которых рабочие отказывались в надежде на спасение своих заводов, воспринимается как пустой звук. Из Детройта лишь прозвучало: если финансовые условия реструктуризации не будут выполнены, "Опель" будет послан в конкурс.
Эта идея не может понравиться правительству ФРГ. Решение управляющего совета "ДжМ" застало канцлера Ангелу Меркель в Америке, за праздничным столом, после выступления перед конгрессом США. Во время десерта ее экономический советник удалился с мобильным телефоном и пришел назад чернее тучи. На следующий день канцлер дала знать через своего пресс-секретаря, что очень сожалеет о решении. Меркель подчеркнула, что концепция "Магны" и Сбербанка отличалась четкостью и экономической логикой.
И потребовала от "Дженерал моторс" выплатить полтора миллиарда евро, которые германское правительство уже вложило в спасение автопредприятия.
Однако эта угроза - только подножка самим себе. Если "Дженерал моторс" будет вынужден выплатить эти деньги, откуда найдутся средства на дальнейшие мероприятия по спасению "Опеля"?
Вчера в Америку полетел новый министр иностранных дел Гидо Вестервелле. Однако его миссия не связана с большими ожиданиями. Ведь свободные демократы, как известно, не приветствуют вмешательство государства в дела промышленников.
Чем же объясняется непонятный скачок стратегии управляющего совета "ДжМ"? Официальная версия: новые члены Совета просто по-другому посмотрели на ситуацию. Прибыль "ДжМ" снова стала расти. Появилась уверенность в будущем. Окрепло самосознание.
Продать "Опель" консорциуму "Магна" и Сбербанк для американцев значило - допустить конкурента на российский рынок и позволить россиянам воспользоваться немецкими передовыми технологиями. А в них американцы заинтересованы и сами. Ведь традиционные громадные американские модели, потребляющие громадного количество бензина, больше не раскупаются. Будущее - за машинами среднего класса типа "Астры" и "Корсы". Поэтому лучше уж выжать из "Опеля" все соки самостоятельно, чем дать это сделать другим.
Что станет с "Опелем" в будущем - неясно. Очевидно одно: эта игра европейцами была проиграна.
Правительство России тоже было удивлено отказом корпорации "ДжМ" от продажи "Опеля". Об этом заявил в среду пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. По его данным, канадско-российский консорциум "намерен в ближайшее время провести консультации и глубокий юридический анализ ситуации". Сбербанк пока никаких комментариев не дает.
Сейчас самый лучший вариант - взять тайм аут в истории по покупке "Опеля" с участием России, считает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Россия надеялась купить технологические наработки, которые есть у "Опеля", чтобы проецировать их на наш рынок. Однако только за этот год убытки немецкого производителя составили 2-3 млрд долларов, напомнил Сергей Целиков. Так что ситуация на предприятии требует не только финансовых вложений, но и серьезных усилий менеджерского состава. Здесь много нюансов, и в целом большого экономического смысла в этой сделке нет, считает директор "Автостата". А то, что канадская "Магна" пока довольно спокойно приняла отказ "ДжМ", эксперт объясняет тем, что, являясь одним из крупнейших поставщиков комплектующих, компания надеялась получить контроль в этой сфере над "Опелем". Однако другие автопроизводители начали выражать недовольство этим и даже намекали на то, что могут прервать сотрудничество с "Магной".
В свою очередь представитель Восточного комитета Немецкой промышленности заявил "РГ", что его председатель Клаус Мангольд сожалеет о неудаче в переговорах между "Дженерал моторс", "Опелем", "Магной" и Сбербанком. По его словам, проект, в сущности, полностью подходил для того, чтобы дать новый толчок партнерству Германии и России в области автомобильной промышленности и ее поставщиков. Однако решение "Дженерал моторс" ни в коем случае не должно привести к сложностям в германо-российских отношениях. Германия будет стремиться внести важный вклад в модернизацию российской автопромышленности.
Йорг Кётер, представитель германского профсоюза "ИГ Металл":
- Рабочие мало верят тому, что американцы снова поставят предприятие на ноги. Скорее, наоборот, случится то, что привело "Опель" на грань банкротства в 1990-х годах. Именно из-за ошибок менеджмента "ДжМ" мы столкнулись с нынешней ситуацией.
Естественно, рабочие в Германии и других странах, где есть производства "Опеля", будут выражать свое возмущение забастовками и демонстрациями. Так просто мы "Опель" не отдадим. Ведь мы вполне обоснованно выступали за продажу его консорциуму "Магна" и Сбербанку. Мы видели в этом будущее нашего предприятия. Хотя это тоже было бы связано с сильными сокращениями и мероприятиями по реструктуризации, но не закрывались бы целые заводы.
Американцы, по-видимому, собираются закрыть завод в Бохуме, Кайзерслаутерне, Антверпене, Сарагосе. С "Магной" этого бы наверняка не произошло. Поэтому рабочие согласились на некоторые лишения и отказались от части зарплаты в обмен на 10 процентов акций. Они хотели стать совладельцами своего предприятия. Таким образом, у них была надежда и мотивация.
Анна Розэ, Татьяна Щадрина
Александр Рар, директор программы "Россия - Евразия" Германского совета международных отношений:
- Высшее руководство "Дженерал моторс" повело себя, я бы сказал, абсолютно неприлично и даже аморально. Своим решением отказаться от продажи "Опеля" американские владельцы компании подставили не только немецких рабочих, которым год обещали всякие социальные блага и спасение их рабочих мест. Об этом сейчас уже речь не идет. Оказалось под ударом немецкое правительство, с которым "Дженерал моторс" в принципе вела переговоры и договорилась о продаже "Опеля" компании "Магна". Та собиралась приобрести "Опель" за российские деньги. Я не думаю, что причина отказа от сделки заключается в том, что "Дженерал моторс" намерена перевести производство "Опеля", скажем, в Британию. Просто "Дженерал моторс" решила оставить "Опель" себе.
Но никто не знает, какими будут последствия этого шага. Американский турбокапитализм не имеет никакого человеческого лица, когда речь идет о прибыли. И сейчас новость о провале сделки будоражит политиков и общественность Германии. Людей волнует, что будет дальше. Тысячам немцев, связанных с "Опелем", было обещано, что они и дальше смогут работать в том случае, если компанию приобретут "Магна" и Сбербанк. А теперь все вновь повисает в воздухе: при американском, старом хозяине все останется по-прежнему, достаточно плачевным.
Если бы новость об отказе "Дженерал моторс" от сделки пришла до парламентских выборов в Германии, не думаю, что это существенно изменило бы расклад политических сил. Могу предположить, что левые силы набрали бы, может, на два-три процента больше голосов. Но тогда Свободная демократическая партия, скорее всего, не вошла бы в правительство и в Германии по-прежнему, сейчас правила бы старая большая коалиция христианских демократов и социал-демократов. Успех или неуспех сделки по продаже "Опеля", конечно, был связан не с Социал-демократической партией, а лично с канцлером Ангелой Меркель, которая занималась этим проектом. И значительная часть даже левого электората из благодарности, что глава немецкого правительства спасла "Опель", отдала ей свои голоса.
Еще более удручает, что объявление руководством "Дженерал моторс" о срыве сделки произошло именно в те часы, когда Меркель покидала Соединенные Штаты Америки. В Вашингтоне она произнесла историческую речь в обеих палатах парламента, где поблагодарила еще раз Америку за то, что та сделала для Западной Германии и для объединения Германии в послевоенные годы. То есть зная, что "Дженерал моторс" все-таки тоже частично принадлежит американскому правительству, ситуация выглядит абсолютно нелепо, и даже неприлично. Неужели в Вашингтоне никто госпоже Меркель не мог дать сигнал, что решение по "Опелю" будет изменено не в пользу того плана, который лоббировала канцлер. Я думаю, что тут нельзя кривить душой. И нужно говорить достаточно откровенно, что в высших кругах Америки испугались передачи высокоразвитой автомобильной технологии Запада в руки русских.
Подготовил Евгений Шестаков