Современный взгляд не старые тексты продемонстрировали участники Волковского фестиваля

В этом году девиз "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны", служивший фестивалю верой и правдой девять лет, был заменен на другой - "Русская драматургия на языках мира".

Новая концепция по замыслу устроителей ярославского смотра театрального искусства поднимет фестиваль на новый качественный уровень.

Вероятно, так оно и будет. Пока же, даже в сравнении с прошлогодним, девятым фестивалем, нынешний выглядел гораздо скромнее: показано всего девять спектаклей (в прошлом году - 18), представлено семь регионов (в прошлом году - 11).

Правда, на сей раз на волковскую сцену приехало настоящее дальнее зарубежье - Хорватский национальный театр из старинного города Сплит. Он и стал тем первым "языком мира", который представил на суд ярославских театралов русскую классику. Спектакль хорватского театра по роману Достоевского "Преступление и наказание" в постановке режиссера Александра Огарева игрался на родном языке актеров.

Как и многие современные режиссеры, Александр Огарев несколько "модернизировал" классику, его герои жонглировали, играли джаз и в некоторых эпизодах не совсем "по-достоевски" себя вели, что вызвало недовольство некоторых зрителей. Другие, наоборот, увидели в фигуре Раскольникова в исполнении 26-летнего Мийо Юришица и шекспировского Гамлета, и пушкинского Германна с комплексом Наполеона. А в разговорах Раскольникова с Порфирием Петровичем - отражение диалогов Ивана Карамазова с чертом...

Современный взгляд на старые тексты демонстрировали и другие участники фестиваля. Так, на спектакле "Ревизор" по Гоголю Коляда-Театра из Екатеринбурга (режиссер Николай Коляда) зрители первых рядов партера были удивлены странной просьбой прикрыть ноги пакетами. Зачем - выяснилось по ходу спектакля. Оказывается, одним из элементов декораций к этому спектаклю является... самая настоящая земля.

Хозяева фестиваля - ярославцы - представили нашумевший еще летом спектакль "Горе от ума" в постановке петербургского режиссера Игоря Селина. Над всем действом довлеют установленные на сцене и подвешенные над ней гигантские подсвеченные буквы, читающиеся как "горе уму", "горе от ума" и даже "горе ума" - как кому нравится. Звуки, ритмы и страсти современного мегаполиса. Молчалин - образчик гламура, а Чацкий одет в зеленый пиджак, оранжевый шарф и малиновые штаны. Свой монолог "Учились бы, на старших глядя!" Фамусов произносит, тренируясь на беговой дорожке...

Ульяновский драмтеатр имени Гончарова привез в город на Волге "Три сестры" (режиссер Аркадий Кац), Воронежский государственный академический театр драмы имени Кольцова - "Собачье сердце" (режиссер Анатолий Иванов), Большой театр кукол из Санкт-Петербурга - спектакль "Мы" по роману Евгения Замятина в постановке Руслана Кудашова.

Московский Новый драмтеатр показал публике импровизацию по роману Достоевского "Идиот", а Красноярский драмтеатр имени Пушкина - чеховскую "Чайку". И конечно, своим "Дядей Ваней" (режиссер Римас Туминас) с Сергеем Маковецким в главной роли порадовал зрителей академический театр имени Вахтангова.

Открывался же он по традиции с самого, пожалуй, приятного для артистов момента - вручения премий правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. В этом году бронзовую статуэтку Федора Волкова и премию в сто тысяч рублей получила народная артистка России, артистка государственного Воронежского академического театра драмы имени Кольцова Людмила Золотарева (Кравцова). К сожалению, из-за болезни актриса не смогла лично присутствовать на награждении. Ярославского "Оскара" получил за нее директор воронежского театра Игорь Чижмаков.

Кроме того, премий правительства РФ имени Федора Волкова удостоились Ульяновский драмтеатр имени Гончарова и Коляда-Театр из Екатеринбурга.