Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и ТЭК и "Российская бизнес-газета" провели "круглый стол", посвященный проблемам энергоэффективности и энергосбережения. Почему столь прожорлива экономика страны, как перекрывать "черные дыры", поглощающие без должной отдачи ценные ресурсы, всегда ли правы те, в чьих руках рубильник? К этим и многим другим вопросам необъятной темы пытались найти подходы участники встречи в пресс-центре "Российской газеты".
Баланс почти не виден
Заместитель председателя комитета ТПП России по энергетической стратегии и ТЭК Геннадий Шмаль напомнил, что в прошлом году президент страны издал указ об энергосбережении, которым было поручено подготовить специальный закон. Кроме того, с 1 января на смену стандартам должны прийти технические регламенты, а их пока можно по пальцам перечесть, хотя техническое регулирование должно подразумевать и энергоэффективность, и энергосбережение. Важнейшие мероприятия, способные весомо помочь в контексте антикризисных действий, по сути оказались спущенными на тормозах.
Участники встречи за "круглым столом" в редакции говорили о необходимости возобновить практику составления межотраслевых балансов. За эту методику наш соотечественник, американский экономист Василий Леонтьев был удостоен Нобелевской премии. Однако в нашей стране с начала 90-х как от рудимента советской эпохи отмахнулись от опыта, используемого в наиболее продвинутых рыночных экономиках.
- Мы потеряли представление об удельной энергоемкости, - заявил Геннадий Шмаль. - Как ее считать? По отношению к ВВП, национальному доходу, по отдельным видам продукции? На уровне предприятий также нет четкого представления об этом показателе - на рубль выпуска, произведенную тонну, отдельные изделия? Мы не заботимся об энергоотдаче. И, конечно же, псевдоэкономией оборачивается отсутствие закона об энерговооруженности труда, что крайне негативно сказывается на энергоэффективности.
За рубежом приняты энергичные организационно-экономические меры, включающие в себя законы. Там и перелив капитала, и предоставление щадящих кредитов, налоговых льгот, внедрение новых стандартов, норм и тарифов. А у нас единственный президентский указ.
Представитель ОАО "Евразийский", компании, обслуживающей объекты водоснабжения в Ростовской области и Краснодарском крае, Михаил Коротаев привел яркий пример того, как щедро распоряжаются киловаттами сами энергетики. Все объекты водоснабжения рассредоточены на больших пространствах. Оператор, проводя работы по повышению энергоэффективности, предлагает энергетикам забрать у него "лишние" киловатты на объекте А и рассредоточить эту мощность на объекты В, С, где не хватает 50, 100 или 200 киловатт. Причем за эту услугу "Евразийский" готов платить. И что же? Следует отказ без объяснения причин.
Другой пример: резервы производительности головных сооружений позволяют обеспечить услугами ЖКХ новый микрорайон, необходимо только построить подающие трубопроводы и подкачивающие станции. Но местные власти не знают, когда и где микрорайон будет построен. Генпланов, совпадающих с реальностью, нет практически нигде. В этих условиях всеобщего неведения вряд ли можно всерьез говорить об энергоэффективности и энергосбережении.
Не в размерах дело
- Нет большой или малой энергетики, - убежден директор по промышленным установкам "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК) Николай Кузнецов. - Есть большие и малые энергоблоки. Одни дополняют другие.
Недавняя катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС унесла не только десятки человеческих жизней, но и сразу лишила экономику страны 10 гигаватт электрической мощности. Эта беда указывает на необходимость смены доктрины развития электроэнергетики, если таковая существовала.
Параллельно большим энергомощностям должны создаваться небольшие, локальные источники электроэнергии, которые определяют ее потребление в данной конкретной местности. В соответствии с поручениями Госсовета и Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России начата реализации проекта "Малая комплексная энергетика", основной задачей которой является повышение эффективности тепло- и электроснабжения за счет производства и внедрения энергоэффективного оборудования для локальной энергетики.
ОДК занимается как раз производством газотурбинных установок мощностью от одного до тридцати мегаватт, работающих по двойному циклу, то есть дающих одновременно и тепло, и электричество (т.н. режим когенерации). КПД такой станции можно существенно поднять - 65 процентов уже не предел.
Если сравнивать нашу продукцию со строительством крупных станций, требующих десятилетия и многомиллиардных затрат с длительным сроком окупаемости, то эффективность получается не в пользу последних. Наши изделия с высоким качеством заводского изготовления окупаются в течение трех лет. А коэффициент использования топлива на газотурбинных установках достигает 80 процентов, что является серьезным аргументом в пользу ГТУ в условиях роста цен на газ.
В последние десятилетия в стране были введены две теплоэлектростанции на 1,350 гигаватта. Мы за это время реализовали примерно 300 проектов суммарной электрической мощностью 2,5 гигаватта. Предприятия ОДК уже готовы к ежегодному выпуску двухсот блоков и прибавлению гигаватта мощности в экономику России.
Технические, экономические, экологические проблемы, оказывается, проще решаются, чем организационно-бюрократические. К сожалению, пока нет закона, обеспечивающего беспрепятственное подключение локальных станций к электрическим и тепловым сетям, а у их владельцев либо отказываются принимать энергию, либо заламывают немыслимую цену за "входной билет". Лимиты на газ устанавливаются на сверхкоммерческом уровне.
Мы встречаем сильное сопротивление тех, кто занимается "большой энергетикой", как они себя называют. Парадоксально, но факт. При запуске большой станции не надо платить за то, чтобы она резервировалась, а за 30 мегаватт дополнительной мощности взимается плата за резервирование в полном объеме. Для них 30 мегаватт - мелочь, пустячок. На самом же деле 30 мегаватт - это теплоэнергоснабжение стотысячного города от независимого источника питания.
Участники "круглого стола" были едины в необходимости законодательного закрепления обязательного приема электроэнергии сетями, освобождения от уплаты за так называемые резервные мощности, как это сделано с гигантами электроэнергетики.
И еще один весомый резерв энергоэффективности и энергосбережения нащупали участники дискуссии. Жилищно-коммунальное хозяйство располагает примерно 280 тысячами котельных. Они работают в среднем по России половину календарного времени. А потом полгода простаивают, требуя круглогодичного содержания и обслуживания. Российские конструкторы нашли оригинальное решение по замене традиционных котельных системами когенерационной выработки на основе газотурбинных агрегатов: летом такая "котельная" превратится в экологически чистую электростанцию.
В качестве полигонов для пилотных проектов предлагаются Ярославская область и Башкортостан. Переоснащение ЖКХ новой техникой будет сопровождаться отработкой более совершенных тарифных, финансовых, ресурсных отношений, решением проблем подсоединения к сетям, лимитов на газ. При положительном результате опыт распространится по всей стране.
Тарифная "непонятка"
Как показало обсуждение, надежды на приход бизнеса в сферу ЖКХ оправдались далеко не полностью. Главным образом для предпринимателей. Ожидалось, что они будут заинтересованы в техническом перевооружении отрасли, наведении тут порядка, упорядочении расходов. Но действующая система поднаторела в наказаниях и санкциях, не обращая внимания на мотивацию бизнеса в энергоэффективности и энергосбережении.
Как сказал технический директор Группы компаний "Росводоканал" Станислав Мацов, внедрение энергосберегающих технологий и модернизация порядком устаревшего оборудования - задача, которая должна быть решена в ближайшее время. Процессы очистки воды крайне энергоемки: в себестоимости услуг "Росводоканала" на электроэнергию приходится до 30 процентов. Однако существующая практика убивает всякие стимулы к этому. Коммунальщики могут пользоваться итогами достигаемой экономии энергоресурсов лишь до истечения срока, на который установлен тариф, а это календарный год. Возможно, следует перенять опыт энергетиков, которые смогли добиться утверждения уровней затрат на срок до трех лет, что позволяет обеспечить минимально возможную окупаемость внедряемых инноваций.
Бизнес пришел в ЖКХ не только управлять, а со своими инвестициями, "отбить" которые в обозримой перспективе невозможно из-за сложившейся практики тарифообразования. Да и нынешние тарифы, как показала практика, далеко не всегда по карману подавляющей массе населения.
Руководитель одного из департаментов ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) Людмила Воробьева считает, однако, что энергичное решение проблем ЖКХ позволило бы отрасли перестать быть "черной дырой", где бесследно исчезают не только деньги, но и миллионы мегаватт.
В коммунальных компаниях снижение потерь и другие мероприятия по энергоэффективности входят в общую программу снижения издержек и оптимизации затрат. В условиях, когда износ фондов в ЖКХ составляет 60-70 процентов, одной установкой приборов учета в целях экономии не обойтись. Ключевая роль принадлежит программам модернизации и замены ветхих и аварийных объектов коммунальной инфраструктуры.
- Наша компания, ставшая первопроходцем частно-государственного бизнеса, в ЖКХ уже вложила более 5 миллиардов рублей - капля в море общероссийских проблем, но уже ощутимо в масштабах "коммуналки" девяти регионов, где работает компания, - сообщила Людмила Воробьева.
- Реконструкция линий электропередачи с применением самонесущего изолированного провода сделала ЛЭП на 30 процентов экономичнее, но главное - надежность и безопасность. Последовательно осуществляется замена старых теплотрасс с использованием труб нового поколения с пенополиуретановой изоляцией и датчиками телеметрии. Внедряются частотно-регулируемые приводы на насосных агрегатах, снижающие энергопотребление.
С 2010 года три крупных проекта РКС будут финансироваться из Инвестфонда страны. Такова степень доверия правительства к частной компании. И мы это ценим. Но без наведения должного порядка в тарифной сфере трудно ожидать высокодинамичного прихода капитала в ЖКХ.
Основной же упор в ЖКХ, как в регулируемом секторе экономики, необходимо сделать на изменении системы тарифного регулирования. Существующий метод расчета тарифов (затратный метод) не стимулирует предприятия ЖКХ к снижению затрат, в том числе повышению энергоэффективности. Отсутствует возможность долгосрочного планирования. А практика утверждения местными властями заниженных нормативов потребления коммунальных услуг аннулирует эффект от установки приборов учета.
Созданный в июне этого года Национальный союз водоканалов, объединивший крупнейшие компании страны (РКС, "Росводоканал", "Евразийский", Водоканалы Санкт-Петербурга, Уфы, Екатеринбурга), одной из своих целей как раз и ставит внедрение в ЖКХ мотивационных основ ресурсо- и энергоэффективности.
Сложившуюся разновекторность действий и интересов местных властей и бизнеса отметил президент Союза малых городов России Евгений Марков. По его мнению, на высшем законодательном уровне должен быть найден компромисс, позволяющий не обижать частных инвесторов и соблюдать интересы населения и муниципалитетов.