Региональные власти заявляют о своей готовности ввести налоговые льготы для малых инновационных предприятий. Однако серьезным препятствием для них может стать дефицит бюджетов, который в 2009 году оказался в 2 - 4 раза выше плановых показателей. В результате субъекты оказались в сильной зависимости от трансфертов и субвенций из федерального бюджета. Принимать решение, которое приведет к снижению доходов казны, в нынешней ситуации будет весьма не просто, говорит руководство регионов.
Напомним, что к введению льготного налогообложения для малых инновационных предприятий призывает регионы глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Речь идет в том числе о снижении или временной отмене налога на имущество. Этот налог составляет серьезную статью пополнения региональных бюджетов, отметила министр, поэтому федеральная власть не будет заставлять регионы внедрять эти льготы, сообщила Эльвира Набиуллина.
Регионы пока просчитывают последствия возможного снижения налогов. "Я уже поручил управлению по развитию предпринимательства просчитать, какие потери понесет областной бюджет при установлении нулевой ставки по налогу на имущество для малых инновационных предприятий. После этого администрация региона предполагает внести этот законопроект в областную Думу", - рассказал "Российской бизнес-газете" вице-губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко.
"С начала года мы уже снизили ставку налога предприятиям, работающим в сфере инноваций в промышленности и сельском хозяйстве с 15 до 10 процента, а особо продвинутым - до 5 процентов. Стартовала целевая программа развития малого и среднего бизнеса на 2009-2013 годы. Затраты обойдутся областному бюджету в 120 млн рублей, еще 480 млн выделит федеральный", - сообщил губернатор Омской области Леонид Полежаев.
Думают пока и в Татарстане. Вопросы о введении налоговых льгот поднимаются почти на каждой сессии Госсовета республики, но пока конкретных решений по этому вопросу не принято, законодательные инициативы также отсутствуют. А строить прогнозы от имени всего республиканского парламента - такую ответственность на себя опрошенные чиновники и руководство Госсовета не берут.
Отдельный вопрос - нужно ли снижение налога на имущество самому малому бизнесу или более эффективными оказались бы иные меры. "Предоставление регионам права вводить льготное налогообложение по налогу на имущество не окажет особой помощи инновационным предприятиям, поскольку они начинают работать на упрощенной системе налогообложения, а предприятия, работающие на УСН, налога на имущество не платят", - пояснил председатель челябинского регионального отделения ОПОРЫ России Александр Калинин.
А вот принятие законопроекта, разрешающего регионам снижать ставку УСН для предприятий, работающих по налогу от дохода (6 %), по его мнению, поддержало бы малые инновационные предприятия. Но для этого нужно не только принять закон, но решить еще один технический вопрос. В статистике нет кода для инновационных предприятий ОКНХ. Соответственно когда регионы вводят льготы для таких организаций, ни налоговики, ни статистики не смогут отнести тот или иной субъект к инновационным предприятиям.
"Сегодня, когда регионы верстают свои бюджеты и, как правило, это дефицитные бюджеты, такие рекомендации министерства экономического развития вряд ли будут услышаны. Налог на имущество - это существенная составляющая доходной части бюджета в регионах, и снижение или даже отмена этого налога для инновационных предприятий вряд ли будет расценено региональными властями как "сбалансированное решение". Только прямой федеральный закон сможет как-то поправить дела с инновационным бизнесом", уверена председатель владимирского областного отделения ОПОРЫ России Дина Смекалова.
В подготовке материала использована информация собкоров "РГ" Светланы Сибиной (Омск), Татьяны Таракановой (Волгоград)