"Зима. Крестьянин торжествуя...". Также торжествуют, в смысле радуются работе именно в это самое холодное время года еще и врачи, учителя, инженеры, офисные служащие и другие участники опроса исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru. 24% респондентов сознались, что зимой производительность их труда находится на максимальной отметке: "Зимой в основном работаешь, а летом - распыляешься"; "Зимой домой не торопишься. И вообще, мозги в холод лучше работают". Солидарны со своими сотрудниками и работодатели. 18% из них убеждены, что производительность в рабочем коллективе выше зимой. Правда, картину единого трудового порыва портят долгие новогодние праздники, но отменить их законодатель не торопится. Видимо, уважая принцип: ударно потрудились, ударно отдохнем.
Кстати, каждый третий российский работодатель считает, что наиболее эффективно сотрудники работают осенью. 16% из числа самих сотрудников с этим утверждением согласны. Видимо, это как раз те, кто возвращается после летних отпусков и приступает к своим обязанностям как раз осенью. Некоторые респонденты так и говорили: "После отпуска с новыми силами приятно начать новый трудовой год"; "После летнего отпуска человек выходит на работу максимально отдохнувшим"; "Не зря это время является началом учебного года".
А что с работоспособностью в оставшиеся, теплые времена года? Весной прилив рабочих сил чувствует 21% участников опроса. Мол, пробуждается не только природа, но и человеческая активность: "Все расцветает, и во мне растет желание и возможность делать больше и лучше"; "Душа радуется, и хочется работать".
У 12% россиян максимальная производительность труда приходится на летние месяцы: "Тепло и комфортно"; "Благоприятное время"; "Настроение отличное, поэтому и работаешь на все 100%".
Любопытно, что зимой и летом на пике работоспособности чаще оказываются мужчины (14% против 11% среди дам). Весной и осенью прилив рабочих сил чаще отмечают женщины. Также можно отметить, что молодым сотрудникам до 25 лет лучше работается весной (22%), а вот россиянам старше 55 лет - осенью (29%).
Начинают свой рабочий день с чашки кофе или чая более половины участников другого опроса, проведенного группой компаний HeadHunter. Чуть менее половины офисных служащих, ставших респондентами, начинают свой день с получения новостей: 18% посещают новостные сайты, а 22% предпочитают узнавать последние известия от коллег. Отправляются курить еще около 8% "белых воротничков". Надо заметить, что петербуржцы гораздо чаще начинают рабочий день с социальных сетей. Если в Петербурге это делают около 12% сотрудников, то в Москве лишь 6,7%, а в среднем по России - 7,4%. Завершают же рабочий день посещением социальных сетей 11% петербуржцев и 7% москвичей. Большинство же респондентов предпочитают перед уходом домой навести порядок на рабочем месте (около трети), пообщаться с коллегами либо вновь просмотреть сообщения, поступившие на адрес электронной почты. Распределение ответов по возрастам показывает, что старшее поколение склонно чаще начинать и заканчивать рабочий день выполнением своих непосредственных обязанностей, уборкой на столе либо посещением общего собрания или планерки. И, наоборот, чем сотрудник моложе, тем выше вероятность того, что рабочий день начнется с социальной сети, общения в ICQ и Skype или завтрака в столовой. Есть и откровенные признания: люди старшего поколения не скрывают, что любят пропустить бутылочку пива в начале или в конце рабочего дня.
Кстати
Эксперты полагают, что мотивировать сотрудников бросить свои вредные привычки очень несложно. Самый простой и быстрый способ - деньги. Премии некурящим сотрудникам, к примеру.