Вчера на Набережной лейтенанта Шмидта в Петербурге с утра до вечера толпились люди. Всем интересно по смотреть на самый большой в мире вертолетоносец "Мистраль".
Он был построен в 2004 году во Франции. В Петербург пришел в понедельник с официальным визитом. Пробудет до пятницы.
Свободный проход на корабль для рядовых петербуржцев будет открыт в среду. А вот военные моряки России побывали здесь уже вчера. Среди них корреспондент "РГ" заметил представителей Балтийского, Северного и даже Черноморского флотов - не зря ожидается, что командование ВМФ РФ купит "Мистраль" у французских коллег. Три других корабля планируется построить у нас.
К вечеру вторника на "Мистраль" пригласили журналистов. В кают-компании их встретил капитан Дидье Пиатон. Он рассказал о своем корабле. Судно строилось на двух верфях: от носа до середины - на верфи гражданского флота Франции, а от середины до кормы - на верфях военного флота. Именно в кормовой части "Мистраля" расположено все то, что имеет чисто военное предназначение. Там ангары для вертолетов, вооружение, в частности ракеты, и другая техника. В "гражданской части" помимо кают расположен госпиталь на 69 коек и два операционных блока. На вопрос корреспондента "РГ" капитану Дидье Пиатону, не жалко ли ему будет, если его корабль продадут, он ответил коротко: "Я его не продаю!" Уточняю: "И все-таки, не жалко будет расставаться?" Ответ капитана: "Я моряк и выполняю приказания, а дружить с Россией всегда рад".
Журналистам показали лишь рубку в носовой части, пульты управления кораблем - навороченные компьютеры - и вертолетную палубу. Она расположена на высоте семиэтажного дома, с нее открывается шикарный вид на вечерний Петербург. Сам корабль высотой с 13-этажный дом.
"Мистраль", как говорят французы, мультифункциональный. Его задачи - высадка десанта, запуск вертолетов, эвакуация людей, одновременно до 5 тысяч человек (как это было недавно во время спасательной операции в Ливане), и санитарная функция.
За каждым из любопытных журналистов прикрепили по два сопровождающих - чтобы не совали нос куда не положено. Так, корреспондент "РГ" направился было в матросскую каюту, как его тут же одернули: туда нельзя! И взяли за локоть. Экскурсия была краткой, но впечатления - богатые. Корабль действительно большой, мощный. Несмотря на то что его концепция разрабатывалась еще в 2000 году, а со стапелей он сошел в 2004-м, о нем можно сказать - современный. Легко преодолевает неглубокие морские и речные зоны. Как это было нынче при проходе фарватера близ российского Кронштадта. Капитан Дидье признался, что опасался высокой волны и ветра у Кронштадта, но "все прошло хорошо".
Справка "РГ"
Полное водоизмещение "Мистраля" - 21 300 тонн, осадка - 6,2 метра, длина палубы - 199 метров. Размер грузовой палубы 122 на 13,5 на 7,7 метра, взлетно-посадочная палуба имеет площадь 5200 квадратных метров. Дальность плавания на скорости 18,8 узла - 10 800 миль, на скорости 15 узлов - 19 800.
Главная особенность десантного корабля "Мистраль" - энергетическая установка. Дизель-генераторы обеспечивают током все системы корабля, в том числе и движительный комплекс. У корабля отсутствуют традиционные гребные валы. Две винторулевые колонки, способные вращаться на 360 градусов, обеспечивают скорость полного хода 19 узлов. Такая схема, ранее применявшаяся на современных круизных лайнерах и впервые внедренная на военном корабле, позволяет не только повысить маневренные качества, но и существенно увеличить полезную площадь внутренних помещений.