Виктор Сухоруков: На съемках у Говорухина я всхлипывал как ребенок

Новый фильм Станислава Говорухина "Пассажирка" по одноименной повести Константина Станюковича сейчас в прокате.

Фильм, снятый в 2007 году, получил уже несколько призов на различных кинофестивалях. Популярный актер Виктор Сухоруков, сыгравший в "Пассажирке" капитана русского клипера "Смелый", появился уже и в других фильмах - "Сынок", "Кошечка"... Сухоруков рассказал корреспонденту "РГ" о том, как снимается в кино и репетирует в театре, и о том, как любит жизнь и живет не по паспорту.

О кассе и романтике

- Любая роль мне интересна, если в ней есть интрига. Хамелеонство в роли меня всегда греет. В финале фильма "Пассажирка" мой капитан корабля, влюбленный, стоит как ребенок перед женщиной и говорит ей слова, которые не мог выговорить, может быть, очень давно. Интрига! Ради такого эпизода стоило сняться.

Когда меня спрашивают: "Для кого этот фильм? Будет ли он кассовым?", я отвечаю: "Фильм для добрых, неглупых зрителей, которые любят кино". "Остров" - кассовое кино? Убежден, что Павел Лунгин делал арт-хаус или авторское кино. А оно стало настолько популярным, что все удивились. Не раз бывало такое: картина, от которой ждали хорошей кассы, получала в прокате кукиш, а та, которая ни на что не претендовала, вдруг захватывала такое внимание, что специалисты, ученые люди и прокатчики потом чесали репу, удивляясь: "Как так? Почему?" Это все, извините, понты полуграмотных маловоспитанных людей. А я им на это отвечу так: либо вы трезвые, либо - пьяные, либо вы добрые, либо - злые, либо вы патриоты, либо - жулики.

А будут сегодня смотреть кино в романтическом жанре? Для кого оно? Для всех! Это ведь фантазии по волнам, когда все над поверхностью, не в облаках и не твердо на земле, а в воздухе, в полете. И мысли, и чувства, и вера, и конфликты. Романтический жанр не упрощает наше сознание - облегчает. Одна зрительница сказала мне: "Спасибо вам! Приятное, легкое кино". Какая радость!

О школе и красоте

- Главную роль в "Пассажирке" Станислав Говорухин предложил Анне Горшковой. У нее нет театральной школы. Мы с ней об этом говорили: "Виктор Иванович, я боюсь, что, если буду учиться, меня не будут отпускать сниматься в кино". - "Дурочка! И учиться будешь, и сниматься, все у тебя будет. Да с такой красотой!" Ой, мне бы половину такой красоты, я был бы "Виктор Иванович - Ален Делон российского кинематографа". Ну не дано, так не дано. Зато есть школа. Она нужна и красивым, и уродливым. Не скрою, в кинематографе очень много невежества, не хватает знаний не только актерам, но и людям других специальностей, начиная от "хлопушки" и заканчивая монтажером. Надо исправлять положение.

О новых ролях

- Я сыграл у Говорухина и в следующем фильме - "Сердца четырех" (рабочее название), где в главной роли Елена Яковлева. Мне досталась роль кинорежиссера. Великолепный эпизод будет, поверьте! В последний съемочный день я спросил Станислава Сергеевича, почему он сам не взялся за эту роль. Знаете, что он ответил?

Во-первых, не хочу играть, во-вторых, не сыграю так смешно, как ты. Вы не представляете, какой это золотой комплимент из уст Говорухина! Он очень скупой на похвалу. Это моя победа.

Когда снимали "Пассажирку", иногда я шумел на площадке. Это был не скандал, не крик, а всхлипы ребенка, плач маленького артиста, которому было мало той игры, что ему давал Карабас-Барабас. Мои претензии к Говорухину заключались в том, что, находясь, извините, на западе Африки, он мало нас снимал, хотелось большего. Огромная армия актеров сидела и ждала своей очереди. Разве так можно? А когда мы летели со съемок домой, сидели в самолете рядом с Аней Горшковой, Станислав Сергеевич подошел и говорит Ане: "Вот он все ругается, ругается со мной, а ведь я его, паразита, люблю". И поцеловал мою лысину.

Недавно я сыграл Озрика в фильме "Гамлет" Юрия Кары. Когда мне предложили эту роль, она показалась мне скучной и я от нее отказался. Ну нечего там играть! А режиссер сказал: "Мне ведь не текст твой нужен, а твои глаза. Твои оценки необходимы. Хочется показать атмосферу взаимоотношений людей". Ну и, конечно, я купился на его призыв. У Кары очень интересное решение. Молодые актеры, юные Гамлет, Офелия. Отрицательные персонажи - с забеленными лицами, с подведенными глазами. Озрик - персонаж препротивнейший, выполняет при короле все самые мерзкие поручения. Киллер! Открою секрет: если в пьесе Офелия сходит с ума, тонет, то здесь к гибели ее подталкиваю я.

А потом я сыграл бомжа. Рабочее название комедии - "Дочь якудзы". Актер отказался от роли в связи с занятостью, мне позвонил продюсер - Сергей Сельянов, сказал, что роль небольшая. Не читая согласился! С компанией "СТВ" я много работал: "Брат", "Брат-2", "Жмурки". А этот фильм снимает Сергей Бодров-старший вместе с Гукой Омаровой. У Гуки я снимался в картине "Шиzа". И я с удовольствием, легко помчался в Керчь на съемки и тоже получил колоссальное удовлетворение.

О Федоре Иоанновиче

- Сейчас я репетирую в Театре Моссовета роль царя Федора Иоанновича. Как я говорю, пошел по царям. Мы такие вещи раскопали в материале Алексея Толстого! Ничего не высасывая из пальца! Режиссер Юрий Еремин объединил две пьесы - "Смерть Ивана Грозного" и "Царь Федор Иоаннович" - и делает спектакль под названием "Царство отца и сына". Первая часть - "Отец", вторая - "Сын". У меня такие интересные фантазии и так хочется ими поделиться! Я уже ликую от процесса. Надеюсь, мое ликование трансформируется в хороший спектакль.

О любви к жизни

- Недавно по "Культуре" показывали фильм "Бедный, бедный Павел". Я снова посмотрел его и обрыдался: ай да Сухоруков, ай да сукин сын! Позвонил Мельникову: "Виталий Вячеславович, спасибо вам! Больше мне ничего не надо от этого мира, у меня всё есть".

Я интересно живу. Люблю жизнь. Любовь к женщине, конечно, очень важна. Но женщина может прийти и уйти, исчезнуть. Человек стареет, остается жизнь - до тех пор, пока ты прекращаешь задумываться о том, что живешь. Что я подразумеваю под любовью к жизни? Востребованность, необходимость меня в этом мире. Моя главная сегодня сила, опора и страсть - это мое дело.

Это в паспорте мне 58 - ну и пусть! Люди смотрят в паспорт и на "вы" со мной разговаривают. А я внутри - шалун, мне - 30. Может быть, я одинок. Мне сегодня не важно, как относятся ко мне люди, будут ли они со мной пить, дружить. Я лучше сохраню в себе личностное, нежели буду растрачивать себя по мелочам и обращать внимание на те болевые точки, которые нам готовит жизнь, окружающий мир.

Я остался тем же Сухоруковым. Лицо, фамилия - прежние, а внутри - стопроцентная, полнейшая реинкарнация, как будто бы во мне сидит совсем другой человек. Почему у меня не было такого в последние годы жизни в Петербурге? Мне казалось тогда, что я уже вызреваю для каких-то серьезных, интересных дел. А их не было. Не приплывал мой корабль. Жду алые паруса, а их нет, один туман. Стоило мне покинуть родные пенаты, освободиться от моей привязанности, как все изменилось. Конечно, я подарен Москве подготовленный и накормленный Петербургом, наказанный им. Она приняла меня как любимого ребенка, словно чувствовала, что я ей очень и очень пригожусь.

Напоследок

- Виктор Иванович, вам больше не говорят: "А в чем сила, брат?"

- Говорят! Феномен. И "Ты мне за Севастополь ответишь". И "Вот уроды!" Удивительно, но теперь вдогонку говорят - и это тоже мои победы: "Ой, "Брат" - мой любимый фильм, но Павел-то ваш хорош". "Я пять раз смотрел "Брат-2", но в "Острове" вы - классный. А "Комедия строгого режима" - это вообще супер!" Я-то боялся "синдрома Ихтиандра" или Сухова, то есть синдрома одной роли, а, оказывается, перебежал и этот мостик. Не могу сказать, что болезненно - счастливо! Я еще удивлю, если кризис не задавит. (Улыбается).