Московские дороги начали мыть шампунем, но грязи меньше не стало
В конце октября столичные дороги по требованию мэра Юрия Лужкова дважды вымыли с шампунем.
- Это надо сделать до наступления холодов, - настаивал градоначальник. - Сколько можно терпеть то, что машины становятся черными, едва город начинает поливать дороги антигололедными реагентами? Ведь сами реагенты бесцветные. Они виноваты лишь в том, что поднимают наверх грязь, въевшуюся в асфальт. Вымойте, и все будет в порядке!
Вымыли. И после первого же снегопада стало очевидно, что и машины, и дороги в Москве как были грязными, так и остались. Может быть, просто нужно лучше мыть улицы не только перед вступлением в зиму, а каждый день? Валентин Субботин, зам. начальника управления содержания и ремонта дорог департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, уверяет, что согласно техническому регламенту летом столичные дороги моют каждую ночь, а зимой чистят после любого снегопада. А весной и осенью, чтобы смыть с них масляные пятна, остатки резины, песок и прочую грязь, обрабатывают еще и специальным дорожным шампунем. Уборка улиц обходится городскому бюджету порядка 10 миллиардов рублей в год! Откуда же тогда грязь?
85 процентов грязи, считают эксперты, приносит на московские дороги автотранспорт. Выхлопные газы, топливное масло, вытекающее из неисправного двигателя, куски резины и просто землю с колес, которую дачники и водители грузовиков не считают нужным смыть при въезде в город. Добавляют грязи городу и столичные стройки. Их сейчас, во время кризиса, стало, конечно же, меньше. Но и уцелевшие успевают наследить. "В Москве строят в основном высотки, а чем выше здание, тем сильнее наверху ветер, - говорит заведующий факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова профессор Дмитрий Хомяков. - Он и разносит пыль с котлованов, груд кирпича и цемента по мегаполису".
Повинны в грязи и сами столичные дороги, точнее, их качество. Посмотрите на асфальтовое покрытие любой магистрали: сплошь и рядом своими заплатками оно напоминает старое деревенское одеяло. Разрушаясь под колесами авто, эти заплатки превращаются все в ту же пыль и грязь.
С наступлением зимы эти залатанные дороги, борясь с наледью, коммунальщики посыпают щебенкой. "Уберечь ноги москвичам это помогает. Но для верхнего слоя асфальта такая смесь грязи с камушками смертельна - она снимает его как пилка лак с ногтей", - считает Дмитрий Хомяков. И хотя в последнее время столичные власти требуют, чтобы коммунальщики собирали использованный щебень для повторного использования, вернуть в оборот все 150 тысяч тонн рассыпанного за зиму щебня, по их честному признанию, не удается.
Еще одну причину сильной загрязненности дорог назвал научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: отсутствие достаточного количества этих самых дорог: "Давно подмечено, что чем менее разветвлена их сеть, тем грязнее трассы".
Так можно ли победить грязь в столице России? Эксперты считают, что можно. Например, доцент МАДИ Юрий Васильев утверждает, что для этого нужен прежде всего жесткий контроль за соблюдением подрядными организациями технического регламента по укладке асфальта во время ремонта дорог. А бракоделов, по вине которых новое покрытие трескается, не успев высохнуть, он предлагает строго наказывать. Дмитрий Хомяков выступает за пресечение доступа в столицу грязного транспорта и более тщательную мойку дорог с шампунем. Что именно предпочтут столичные власти, сказать пока трудно. Но к мысли о том, что так дальше жить нельзя, они уже пришли. Поэтому сейчас идет доработка нового внесезонного регламента эксплуатации и содержания дорог в столице, в котором и должны быть зафиксированы новшества.