27.11.2009 00:30
Поделиться

Эксперты: В России утрачена этика телефонных переговоров

Недавно коллега рассказала, как, не дождавшись ответа от одноклассника-начальника по мобильному телефону, позвонила в его приемную, а на вопрос секретарши "кто звонит?", неожиданно пошутила: "Белла Ахмадулина".

Секретарша серьезно спросила: "А кто это?" - "Первая жена Евтушенко", - еще не потеряв окончательно дар речи, уточнила журналистка. На том конце провода прорезалась радость узнавания: "Евтушенкова? Который из "Системы"?"

Связь с театром

Тем, кто не знает, сообщаем: Владимир Евтушенков - один из богатейших людей России, владелец Акционерной финансовой корпорации "Система".

Не мной замечено, что чуть ли не половина россиян точно не знает, где ставить ударение в слове "звонит". И это, как выясняется, неспроста. Беда, видимо, не в этой маленькой лингвистической неловкости. Все, что связано с общением по телефону, приемом звонков, ответов на них, отношением к телефонным аппаратам - элитным "вертушкам" или плебейским "мобилам", - окружено какой-то недоосмысленностью.

Сам аппарат - часто не просто средство для коммуникации: это и фетиш, и символ принадлежности к особой социальной страте, и даже предмет, с помощью которого выражают свое эмоциональное состояние, наподобие чепчиков у Грибоедова, которые на радостях бросают в воздух. Слышала, как говорят о непонравившемся фильме: я чуть не бросил в экран мобильным телефоном.

Телефонные истории случаются просто невероятные. К примеру, театральную Москву всю осень лихорадил сюжет об администраторе Малого театра, который позволил себе нецензурные выражения в отношении женщины, которая вытащила из сумочки телефон еще до третьего звонка перед грибоедовским "Горе от ума".

Музыкальная пауза

Конечно, есть какие-то правила, телефонная этика звонков, но их или игнорируют вообще, или используют автоматически: как девушки на ресепшене, выучившие несколько официальных фраз на иностранном языке и из-за скудного словарного запаса не способные творчески отвечать на звонки. Кстати, и русским языком барышни в некоторых приемных владеют не лучше. Может быть, поэтому так популярна манера объявить позвонившему музыкальную паузу: чтобы было время сообразить, как сложить слова в правильном порядке. Еще один пример, опять, уж извините, из журналистской практики. Звоню в приемную (!) пресс-секретаря большого чиновника. И там меня "сажают" в режим ожидания, предложив послушать музыку. Попросить перезвонить, наверное, здесь считается невежливым. А заставлять ждать пять минут с трубкой у виска - вполне комильфо.

Когда на том конце провода в течение нескольких минут играет музыка, я задумываюсь о быстротечности жизни. В шелесте помех с аккордами утекают драгоценные секунды, а виновата в этом секретарша. Не законы существования белковых соединений или наше плевое отношение ко времени, а обычная девушка, окончившая одну из многочисленных школ референтов. Кто их учит врубать Шопена или Моцарта, не дослушав позвонившего?

Преподаватель Московского колледжа предпринимательства N 11 Ирина Пушкарева утверждает, что ничему плохому они будущих секретарей не учат. Она рассказывает, что искусство правильно принимать звонки их студенты осваивают аж 30 часов. Есть специальный курс "Телефонные переговоры".

- Но по большому счету секретарю важнее знать не кто звонит начальнику, а по какому вопросу звонит. Чтобы эффективно решить ту проблему, с которой человек обращается. И возможно, что решение их зависит не от министра или его зама, а от чиновника гораздо более низкого статуса. Но если говорить серьезно, то в приемную к чиновникам высшего уровня берут людей с высшим образованием. Мало того, в советские времена старались, чтобы человек имел специализацию по профилю той конторы, где работает.

Верочки по профессии

- К сожалению, мы не можем компенсировать малообразованность студентов, - жалуется Ирина Владимировна. - Когда я поступала с золотой медалью после школы на курсы секретарей, таких отличников было у нас несколько человек. Похвастаться подобным уровнем сейчас мы не можем. За курс секретарского мастерства мы не можем решить те проблемы, с которыми не справилась школа. Мы не можем перечитать пропущенный мимо ушей курс по русской литературе, привить интерес к культуре, искусству, театру, живописи. Вызвать желание стать образованным человеком. Мы можем лишь скорректировать их поведение, научить, к примеру, представляться прежде, чем тебя об этом попросят.

Конечно, здесь не идет речи о секретарях типа Верочки из "Служебного романа", которые не замечают посетителей, обсуждая с бывшим мужем по телефону, кто на чьей сковороде жарил яичницу. Среди ошибок, которые "лепят" неопытные секретари, Ирина Пушкарева отметила перебор в эмоциях в разговоре со звонящими.

Ну а верх профессионализма - вежливо и без скандала пообщаться с психически неуравновешенными лицами: здесь нужны навыки психолога и лингвиста, чтобы сразу выявить отсутствие логики в их речи.

В престижной Школе референтов при МГУ долго смеялись над "Евтушенко-Евтушенковым", но вынуждены были признать, что уровень желающих стать секретарем-референтом оставляет желать лучшего.

- Есть вещи, которым трудно научить, - со знанием дела сказал секретарь школы, ответивший на мой звонок. - Недавно выпускница филологического факультета МГУ сделала в приемном тесте 10 ошибок. А вы говорите, Беллу Ахмадулину не читали! А что касается музыки, то есть правило: нельзя заставлять ждать более нескольких секунд, лучше вежливо попросить перезвонить. Советую всем после этого времени просто повесить трубку. В конце концов, нужно и себя уважать.

Секреты "вертушки"

Знание основ этики телефонных разговоров в советские времена ценились в партийной и чиновничьей среде весьма высоко. Требования к барышням на телефоне были не то чтобы какими-то строгими, но четко оговоренными. А власть - более доступной, во всяком случае по телефону, считает Георгий Пряхин, генеральный директор издательства "Художественная литература", поработавший и заместителем заведующего идеологическим отделом - заведующим подотделом средств массовой информации ЦК КПСС, и консультантом-референтом президента СССР Михаила Горбачева:

- Не было мобильных телефонов, что замечательно! Существовали неписаные правила, по которым секретарям запрещалось брать трубку обеих "вертушек". "Вертушка" представляла собою тяжелый, допотопный телефонный аппарат с гербом СССР в центре наборного круга. Первая "вертушка" (АТС-1) связывала с первыми лицами государства, "вторая" (АТС-2) была менее статусной. Так вот, ни вторую, ни первую секретари брать не имели права - только сам начальник. Чтобы вывести звонок на секретаршу, нужно было отдельное разрешение. Но такие манипуляции не приветствовались. А сейчас даже по этим статусным номерам прямо на начальника не выйдешь - все их вывели на секретарей. И если нужно дозвониться до большой "шишки", другого пути, как узнать его мобильный телефон, нет. В пору моей работы с Михаилом Сергеевичем потому, наверное, что боялись газетчиков, заявив об эпохе гласности, трудно представить, чтобы кто-то звонил, скажем, из "Российской газеты" в Совет министров, в Верховный Совет и не дозванивался до нужного лица. Секретарша тут же бы лишилась места.

У работников ЦК партии, начиная с моего уровня, а я был завотделом, секретарями служили люди только с высшим образованием и уж, конечно, поэта Евгения Евтушенко с олигархом Владимиром Евтушенковым не перепутали бы. Это была элита. А на уровень выше, скажем, у секретарей ЦК, в референтах были только мужчины. Многие из них работают сейчас на весьма серьезных должностях. Что же касается "спихотехники", мастерстве переводить стрелки, уходить от прямого ответа, запудривания мозгов, она существовала и тогда тоже, что там греха таить. Но все-таки была либо более изощренной, либо лишний раз ею старались не пользоваться. А сейчас трудно дозвониться даже до начальника управы.