Французы поддержат АвтоВАЗ новыми технологиями
На минувшей неделе Владимир Путин летал в Париж спасать отечественного промгиганта АвтоВАЗ, а также объединять энергосилы Европы. Французские журналисты постарались напомнить российскому премьеру о единстве ценностей свободы и права на всем европейском континенте.
Париж встретил Владимира Путина теплой осенней погодой и настораживающим отсутствием в стране президента Франции Николя Саркози. Глава государства в пятницу, то есть в тот день, когда приземлился самолет российского премьера, отправился на саммит стран бассейна реки Амазонка. Впрочем, разговор между двумя политиками все же состоялся - телефонный. Французский журналист не преминул поинтересоваться у Путина, не оскорбило ли его такое поведение Саркози, и получил от председателя российского правительства сполна. Тем более что премьер по-своему расшифровал вопрос, обнаружив подтекст, касающийся его положения в российской иерархии. "Как вы знаете, в соответствии с Конституцией Российской Федерации я был обязан оставить пост президента России и занять более скромную позицию. Меня это нисколько не смущает. Более того, мне эта работа нравится, - начал отвечать Путин.
- Что касается наших отношений с президентом Франции, он меня зовет просто Владимир, я его Николя - они с тех пор не изменились. Ничего не произошло в худшую сторону. Несмотря на то, что он такой большой начальник, а я скромный чиновник российской администрации. Личные отношения от этого не пострадали".
Более того, Путин пожелал дерзкому представителю СМИ, чтобы и у него были такие же друзья. "Когда вы оставите такую заметную работу в этом средстве массовой информации, которое вы сегодня представляете, будете занимать гораздо более скромные позиции, а это тоже возможно в жизни, желаю, чтобы от вас ваши друзья тоже не отвернулись", - заметил премьер.
Впрочем, то были лирические отступления, сопровождающие любые напряженные переговоры. Обменявшись взаимными заверениями в искренних дружеских и партнерских отношениях, Владимир Путин и его коллега Франсуа Фийон обнародовали главное: Франция входит в проект газопровода "Южный поток", а Россия получает от "Рено-Ниссан" для своего АвтоВАЗа передовые технологии и, возможно, деньги.
По итогам визита "Ростехнологии", "Рено-Ниссан" и "Тройка диалог" подписали соглашение о намерениях по реструктуризации автогиганта. Документ предусматривает, что Россия поддержит завод деньгами, а Renault - технологиями на сумму 300 миллионов евро, которые сейчас крайне необходимы российскому автопрому. "Речь идет о передаче технологий и обеспечении производства новых современных автомобилей мирового класса, разумеется, в своем сегменте. И компания "Рено" намерена передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау. Российских партнеров это в высшей степени устраивает", - пояснил Владимир Путин. Таким образом предполагается, что в конце 2011-2012 годов АвтоВАЗ наладит производство двух новых моделей под маркой Renault, двух моделей под маркой Lada и одной модели под маркой Nissan.
По словам премьера, российские власти выделят на развитие предприятия и решение социальных проблем около 50 миллиардов рублей, возможно, будут капитализированы выданные ранее кредиты, тогда объем поддержки составит 75 миллиардов рублей. "Есть договоренность о том, что доля "Рено" не будет снижаться - а сегодня у "Рено" 25 с лишним процентов, - но может быть увеличена", - заявил Путин. Глава "Ростехнологий" надеется, что французы "к марту определятся", увеличивать ли долю в АвтоВАЗе. "Все зависит от того, в каких объемах будут передаваться вложения в размере 300 миллионов евро, и, может быть, следующим этапом будет даже увеличение доли "Рено" в АвтоВАЗе", - считает Чемезов. Одним из вариантов выделения господдержки АвтоВАЗу, объяснил чиновник, станет проведение допэмиссии акций. В этом случае доля "Тройки диалог" и других миноритариев будет размыта, в то время как доля "Ростехнологий" вырастет. Изменится ли доля "Рено", будет зависеть от его участия в допэмиссии.
Решение, как именно АвтоВАЗу перечислят средства для реструктуризации, власти примут до 1 марта, сказал Чемезов. Позднее вице-премьер Игорь Сечин заявил, что АвтоВАЗ может получить первый транш государственной финансовой помощи в 12 миллиардов рублей уже в декабре-январе.
Другим достижением российско-французских переговоров, как и предсказывала "РГ", стало присоединение Франции к "Южному потоку". Теперь у российско-итальянского консорциума появился влиятельный союзник в лице - Electricite de France. "Газпром" подписал с EDF меморандум о взаимопонимании, согласно которому французы получат до 10 процентов компании, управляющей проектом "Южный поток". Вхождение французов в проект повлечет сокращение доли итальянской ENI, которая владеет сейчас 49 процентами акций. Соглашение между ОАО "Газпром" и EDF предполагает поставку французской компании до 6 миллиардов кубометров российского газа в год.
С газовой тематики Владимир Путин плавно переключился на военную. Вертолетоносец "Мистраль", который будоражит петербуржцев своим пребыванием в городе, вызывая неподдельный интерес, во Франции его покупку россиянами считают делом уже решенным. Остается только выяснить, не собирается ли Москва использовать военный корабль против Тбилиси. С этим вопросом французские журналисты и обратились к Владимиру Путину. Тот вынужден был разочаровать: "Мы еще ничего не решили по поводу приобретения "Мистраль". Вы - продавцы, а мы - покупатели, есть и другие конкурентные предложения. И вообще, мы еще для себя не решили: будем мы что-нибудь покупать в этом смысле по импорту, хотя это не исключено.
Что касается применения наших вооружений, я могу вам сказать, что если мы что-то будем приобретать, то мы будем применять вооружение там, где посчитаем нужным", - сказал российский премьер.
Игорь Сечин заметил чуть позже, что Россия в состоянии сама построить вертолетоносец. "В принципе это обыкновенная технология корабля типа Ро-Ро. А сделать такой мы тоже сможем", - пообещал вице-премьер, добавив, что в случае поступления заказа от Минобороны России его выполнением могла бы заняться Объединенная судостроительная корпорация.
Как бы то ни было, но планам спасения АвтоВАЗа, строительству "Южного потока" и покупке "Мистраля" может помешать вторая волна кризиса, которую эксперты по всему миру увидели в неспособности госфонда Dubai World заплатить по облигациям. "Выход из мирового кризиса будет непростым, и колебания возможны, это одно из таких колебаний", - пояснил Владимир Путин. По его мнению, "тенденция на выход из кризиса сохранится". Франсуа Фийон оказался более категоричным: "Это никакая не "вторая волна". Это одно из следствий того самого кризиса, который еще не закончился".
Зато руководитель Белого дома на просьбу французского журналиста прокомментировать ряд убийств правозащитников и интервью Михаила Ходорковского газете Le Monde сравнил последнего с Бернардом Медоффом и Аль Капоне. По словам Путина, относительно пожизненного приговора Медоффу в США "никто не чихнул". "Все говорят - ну и молодец, так ему и надо", - рассказывал премьер, уточняя, что финансиста осудили согласно закону. Ходорковского также судят в рамках действующего российского законодательства, считает премьер. "Деятельность некоторых наших фигурантов по уголовным делам нанесла ущерб России в миллиарды долларов. Кроме того, есть и претензия с точки зрения как раз покушения на жизнь и здоровье конкретных людей в ходе их так называемой коммерческой деятельности, и эти деяния, эти эпизоды доказаны судом", - заявил премьер.
Комментируя смерть юриста инвестфонда Hermitage Сергея Магнитского в СИЗО, Путин cказал, что не знает подробностей дела, но "если адвокат находился в заключении, то он находился там не как адвокат, а к нему были какие-то претензии". В то же время Путин убежден, что жизнь и здоровье человека, чем бы он ни занимался, "всегда должны находиться под особой защитой государства".
- Франция очень следит за правами человека во всем мире. Мы наглядно видим, какой путь прошла Россия в этом плане за 20 лет, - заметил Франсуа Фийон и неожиданно произнес. - Сегодня Россия - это демократия.