Впервые в России исполнители музыки и звукозаписывающие компании стали получать деньги за радиотрансляцию своих фонограмм.
Ведущие музыкальные радиостанции России с ноября начали отчислять исполнителям и рекорд-компаниям - владельцам смежных прав на фонограммы, которые звучат в эфире, 1,4% от рекламных доходов. "Авторадио", "Юмор FM", "Радио Energy", "Радио Алла", "Радио МAXIMUM", "Европа Плюс", Love radio, Best FM, некоторые другие радиостанции и ВОИС подписали соответствующие договоры. Об этом сообщил генеральный директор Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Андрей Кричевский.
"Принципиальное значение достигнутых договоренностей и подписания соглашений заключается в том, что до настоящего момента отношения между радиовещателями и обладателями смежных прав вообще не были урегулированы, - отметил Андрей Кричевский. - Соглашения с радиостанциями - это старт в формировании традиции и правовой культуры в вопросе соблюдения смежных прав. Пришлось объяснять предпринимателям и компаниям, почему нужно платить деньги за то, что раньше они использовали бесплатно".
"За рубежом права исполнителей и рекорд-компаний эффективно защищаются не только законом, но и обществом в целом. Наконец о смежных правах вспомнили и в России. Теперь деньги получат не только суперпопулярные сегодня исполнители, но и звезды и кумиры прошлых лет или классические музыканты, оркестры, которые зачастую остро нуждаются в этих средствах", - говорит солистка группы "Инфинити" Татьяна Бондаренко.
Теперь доходы исполнителей и изготовителей фонограмм вырастут. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, общий рекламный доход российских радиостанций за период с января по сентябрь 2009 года составил 6,4-6,5 млрд рублей. Таким образом, подписанные ВОИС с вещателями договоры могут принести владельцам смежных прав дополнительно до 10 млн рублей в месяц.
По данным отчета ВОИС за первые два квартала 2009 года, исполнителям и изготовителям фонограмм, передавшим в коллективное управление ВОИС право на получение вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, уже выплачено около 155 млн рублей.