Антикризисная стратегия правительства РФ подразумевает корректировку налогового законодательства. Насколько эффективны эти меры? Безусловно, в них есть позитивные аспекты. Но есть и формальные. В частности, это касается механизма возврата НДС.
Так, Федеральным законом от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ в статью 176 НК РФ были внесены изменения, касающиеся порядка возмещения НДС, когда сумма вычетов по итогам налогового периода превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения. При этом в п. 5 ст. 176 оговаривается, что в отношении неоспариваемых сумм налога пени на сумму недоимки не начисляются, если она возникла в период между датой подачи декларации и датой возмещения и не превышает сумму, подлежащую возмещению. Более того, кодекс обещает начисление процентов при нарушении сроков возврата предъявленной суммы (больше 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки).
Логичный вопрос: что считать днем завершения камеральной проверки? Однозначный ответ, как ни странно, не могут дать даже суды.
По смыслу статей 88, 100 НК РФ камеральная проверка должна завершиться в течение трех месяцев со дня предоставления декларации по НДС. Такой вывод сделан, в частности, Федеральным арбитражным судом Московского округа (постановление от 18.05.2009 по делу N А40-44345), Уральского округа (постановление от 16.02.2009 по делу N А76-10142).
Но есть и другая точка зрения: дата завершения камеральной проверки по НДС - это день составления акта, если налоговый орган оспаривает часть или всю сумму, заявленную к возмещению (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.04.2009 по делам N А17-1838/2008, 5746/2008, ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 по делу N А55-14171/2008).
В любом случае длительность камеральной проверки не должна превышать трех месяцев и семи дней. Через 12 дней после этого налоговый орган обязан принять решение. Казалось бы, разумные сроки.
Что же выходит на деле? Предположим, налогоплательщик заявил к возмещению 5 050 000 рублей. На момент подачи декларации за ним числился долг по налоговым платежам в 1 миллион. Проведя проверку, ИФНС пришла к выводу, что 50 тысяч рублей из общей суммы предъявлены к возмещению необоснованно. По логике налогоплательщика, 5 миллионов рублей можно было бы вернуть сразу, а по поводу 50 тысяч - дискутировать. Но ИФНС считает иначе.
Обнаружив даже незначительные нарушения, налоговики начинают составлять акт проверки (10 рабочих дней), вручать его налогоплательщику (5 дней) или направлять по почте заказным письмом (еще 6 дней). Затем 15 дней ждут возражений. И даже если налогоплательщик готов признать нарушение, налоговый орган все равно выжидает время, отведенное законом для предоставления возражений. После рассмотрения материалов руководителем налогового органа (10 дней) выносится решение о привлечении либо непривлечении налогоплательщика к ответственности. Причем этот срок может быть продлен еще на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ), а могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
Итог: возмещения НДС в сумме 5 миллионов рублей как не было, так и нет! Формулировка, приведенная в п. 3 ст. 176 НК РФ, в совокупности с нормами ст. 100, 101 НК РФ позволяет налоговому органу отложить процедуру даже по неоспариваемым суммам на два месяца, а с учетом предоставленных полномочий по продлению срока рассмотрения материалов все может растянуться до шести месяцев.
Все это время налогоплательщик лишен права на возврат НДС из бюджета либо на зачет в счет предстоящих платежей по НДС и иным федеральным налогам. Более того, в случае неуплаты налоговый орган может (а в случае с крупными налогоплательщиками - обязан) предпринять меры по взысканию недоимки. То есть в нашем примере 1 миллион рублей будет изъят из оборота компании. В масштабах страны отток оборотных средств по НДС способен подвести к банкротству многие предприятия, в первую очередь капиталоемкие и занимающиеся экспортом.
Конечно, чтобы оттянуть этот процесс, налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер. Но не стоит забывать, что Пленум ВАС РФ в постановлении N 11 от 09.12.2002 рекомендует не принимать их, если налогоплательщик не предоставил доказательств отсутствия достаточных денежных средств на счетах и "катастрофические" последствия в случае принудительного взыскания недоимки. Практика показывает, что суды удовлетворяют такие заявления лишь в одной трети случаев.
Непонятно, почему те суммы, которые налоговый орган по итогам проверки не оспаривает, нельзя сразу же отразить в лицевом счете налогоплательщика к вычету? Почему необходимо ждать, когда будут проведены все процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки и вынесено заранее прогнозируемое решение о возмещении? Где логика? В статье 176 НК РФ заложено внутреннее противоречие, и налоговые органы толкуют содержание п. 3 только в свою пользу, игнорируя содержание корреспондирующих норм п. 10. Было бы целесообразным внести поправки в НК РФ, которые позволили бы выносить решение о возмещении НДС по неоспариваемым суммам сразу же по завершении трех месяцев, отведенных для камеральной проверки.
В октябре 2009 года в Госдуме были рассмотрены в первом чтении поправки в гл. 21 НК РФ, которая была дополнена статьей 176.1. Их суть в том, что с 1 января 2010 года право на возмещение НДС налогоплательщики будут получать в зависимости от "ранга". Безусловно, смогут претендовать на возврат средств только крупнейшие (ст. 83 НК РФ) и так называемые крупные (стоимость амортизируемого имущества больше 500 миллионов рублей, выручка свыше пяти миллиардов, с момента регистрации прошло более трех лет). Остальные должны будут предоставлять банковскую гарантию на сумму НДС, заявленную к возмещению, процентов и пени.
Чем такая инициатива не устраивает налогоплательщиков? Во-первых, законопроект резко сужает круг гарантов. Если по ГК ими могут становиться любые финансово-кредитные учреждения, страховые компании, то согласно налоговому законопроекту такое право оставлено лишь банкам. Во-вторых, нет четких критериев выбора гарантов. К примеру, п. 12 ст. 101 НК РФ говорит, что такие банки должны иметь инвестиционный рейтинг агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России. Хотя такого перечня ни в официальных источниках, ни на сайте минфина нет. Логично предположить, что у налогового органа возникнут претензии к налогоплательщику: на каком основании он выбрал гарантом именно этот банк?
В-третьих, может возникнуть проблема со сроками гарантии. В законопроекте они не указаны. Можно, конечно, ограничиться сроками камеральной проверки, но тогда по ее окончании налоговый орган вправе усомниться в смысле такой гарантии (постановления ФАС Московского округа N КА-А40/4415 от 22.05.2009, N КА-А40/5020 от 18.06.2008 и др.). А если брать сумму финансовых обязательств, по которым ФНС выносит решение о возврате НДС, то это выльется в серьезные дополнительные траты: 1-5 процентов годовых в зависимости от срока и обеспечения гарантии. При этом банки могут потребовать залог. Залоговую массу нужно будет застраховать - это еще 0,5-10 процентов от стоимости имущества.
Другими словами, банковская гарантия в том виде, в каком она описана в законопроекте, - несовершенный инструмент: рисковый и затратный.