Выступление Московского камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина в Зале Роберта Шумана стало вдохновляющей увертюрой к проходившим в Дюссельдорфе Дням экономики и культуры Москвы.
Церемония открытия Дней Москвы в столице немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия состоялась в одном из лучших концертных залов Дюссельдорфа - в Robert-Schumann-Saal, с двадцатых годов прошлого века являющегося частью знаменитого музейного комплекса Эренхоф. Этот необычный, словно сотканный из дерева зал с фантастической акустикой, находящийся в непосредственном соседстве с живописными шедеврами Рубенса и Кранаха, выставленными во Дворце искусств, на один вечер превратился в место встречи представителей власти и бизнеса двух городов-побратимов - Москвы и Дюссельдорфа. Праздник в формате концерта классической музыки выглядел совершенно естественным для города на Рейне, с культурным прошлым которого связаны имена Мендельсона, Шумана, Брамса, Гейне. Как раз одному из этих героев - романтическому гению Феликсу Мендельсону-Бартольди, чье 200-летие отмечается в этом году во всем мире, посвятили свою программу виолончелист Александр Рудин, Камерный оркестр Musica Viva и солистка Немецкой Оперы-на-Рейне Сильвия Хамвази.
В таком же составе музыканты недавно представили в Москве юбилейный проект "Мендельсон-гала", организованный департаментами культуры Москвы и Дюссельдорфа. Выступление музыкантов в Зале Шумана стало завершающей частью этого проекта. Хотя набор произведений, исполненных в Дюссельдорфе, не ограничивался мендельсоновской музыкой и включил в себя сочинения Моцарта, Гайдна, Шостаковича.
Маэстро Рудин открыл концерт одним из самых светлых и радостных сочинений Мендельсона - "Октетом для струнных", поразительно искусно написанным композитором в 16-летнем возрасте. И с первых же тактов Musica Viva захватили зал яркой энергией, свежестью звука, красотой мендельсоновских мелодий. Надо заметить, что вся программа была выстроена с безупречным вкусом: обаятельная Сильвия Хамвази исполнила переливающийся колоратурными изысками сложнейший моцартовский Мотет "Exsultate, jubilate" ("Радуйтесь, ликуйте").
Сам Рудин солировал в Концерте Гайдна до мажор для виолончели с оркестром, поразив публику не только феноменальной техникой, но и пронизывающим исповедальным тоном. В завершавших программу Прелюдии и Скерцо Шостаковича в благозвучную картину австро-немецкой классики внезапно ворвался трагический гротеск, тревожный скок струнных и исступленные соло инструментов, окончательно взбудоражившие эмоции зала. На этот случай Рудин продумал релаксирующий "бис" - Элегию Чайковского. Концерт музыкантов Musica Viva имел грандиозный успех, дав эмоциональный заряд проходившим на Днях экономики и культуры многочисленным переговорам, одним из направлений которых был культурный обмен между Москвой и Дюссельдорфом.
Сам Дюссельдорф является сегодня образцовым центром по продвижению современного искусства. В городе на Рейне с полумиллионным населением буквально концентрируется искусство XXI века, выставляемое в сотне художественных галерей и реально - под открытым небом. По сути, невероятная футуристическая архитектура, заполнившая в последние десятилетия улицы и набережные Дюссельдорфа (достаточно назвать знаменитые "качающиеся" башни Франка О. Гери, творения мировых архитекторов Клода Васкони, Франка Чипперфилда), выглядит как гигантская экспозиция "города будущего". И именно в таком антураже архитектурного авангарда, с видом на сногсшибательный стеклянный квартал Медиахафен (MedienHafen), открывающийся из панорамных окон департамента культуры, состоялся разговор с главой культуры Дюссельдорфа Хансом-Георгом Лоэ:
Российская газета: Какие акценты существуют в работе вашего департамента, позволяющие городу активно развиваться как центр современного искусства?
Ханс-Георг Лоэ: Так сложилась, что после войны именно в Дюссельдорфе стало активно поддерживаться современное искусство. И фактически сегодня наш департамент является главным местом, куда обращаются за поддержкой самые разные институты культуры - опера, филармония, драматический театр, галереи, художники. Мы осуществляем поддержку по той же схеме, что и в Москве, - через городской бюджет. Средства выделяются на отдельные проекты, на обмен между молодыми деятелями искусства и так далее. Самое главное, что наш городской совет и бургомистр понимают, какое важное место культура занимает в обществе. Безусловно, современное искусство должно вписываться в общую концепцию развития культуры. Например, в сфере музыки мы придерживаемся позиции интеграции новой музыки и проводим не только мероприятия, рассчитанные на специальную аудиторию, но и регулярно включаем сочинения современных композиторов в классические концерты. В оперном театре поддерживаем сочетание классических и современных постановок. В филармоническом зале Тонхалле (Tonhalle) проводим специальные концерты для молодежи от 13 до 15 лет, где в программе звучит классика и поп-музыка. Это постоянный и тщательный процесс. Я вижу, что Москва также много предпринимает в сфере культуры: недавно познакомился с великолепным Центром современной культуры "Гараж", восхищен обновленным зданием Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
РГ: Какие культурные проекты вы наметили на ближайшее время с Москвой?
Лоэ: В 2010 году мы планируем провести выставку под названием "Перо Гете" в Москве в Государственном музее А. С. Пушкина, а в 2011 году в Дюссельдорфе - совместную выставку из фондов Института Генриха Гейне и московского Государственного музея А. С. Пушкина, посвященную Гейне. В планах - выставка художественной фотографии по архитектуре Дюссельдорфа в Новом манеже, обменные фестивали русского и немецкого кино. Музей истории Москвы привезет к нам в следующем году выставку "Московский стиль в Европейской моде". Будут развиваться и музыкальные проекты, одним из прекрасных примеров которых стал наш совместный "Мендельсон-гала".