Проект изменений в Закон "О Всероссийской переписи населения" в свое время вызвал бурю эмоций в средствах массовой информации.
Злые языки, например, утверждали, что благодаря поправкам личная жизнь граждан станет для властей как открытая книга. Якобы с помощью переписи государство залезет и в наши карманы, и в наши постели. Насколько эти страхи были обоснованны, каждый может судить сам - сегодня "РГ" публикует Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения".
Новшества можно разделить на три основные группы. Первая - это приведение закона (он был принят в январе 2002 года) в соответствие с изменившимся за это время законодательством, в частности с Бюджетным кодексом. Например, субъекты, муниципалитеты должны подобрать помещения для проведения переписи, которые должны быть оборудованы мебелью, связью, обеспечены охраной, автомобилями. Эти расходы оплачивает федеральный бюджет через субвенции. И раньше региональные власти участвовали в организации и проведении переписей, но все это было административным ресурсом в действии. Теперь весь этот механизм детально прописан в законе.
Вторая группа изменений касается того опыта, который был накоплен во время переписи 2002 года. В частности, в законе появилось понятие "домохозяйство". В статистике этим понятием пользуются давно, еще с царских времен. Первая Всероссийская перепись 1897 года проводилась по домохозяйствам, а не по семьям, как потом стало практиковаться в СССР. Во всех международных рекомендациях тоже используется этот термин. Однако в современном российском праве такого термина до сих пор не было - теперь он появился.
Третья группа изменений связана с просьбами министерств и ведомств уточнить формулировки в перечне сведений, собираемых о населении. Например, в первоначальном варианте закона о переписи не было таких понятий, как "безработица" и "миграция", хотя это, увы, неотъемлемые составляющие современного бытия. И сейчас этот пробел восполнен. Причем нынешняя редакция закона позволяет собирать информацию не только о внешней миграции, но и о внутренней - из региона в регион, и даже о передвижении от места жительства до места работы.
Наибольшую тревогу у критиков закона вызвал пункт о составлении списков лиц, подлежащих Всероссийской переписи, в которых будут указаны фамилия, имя, отчество и место жительства или пребывания. Вот как прокомментировал "РГ" эту норму замруководителя Росстата Александр Суринов: "Фамилий, имен и даже адреса в переписных листах не будет - это невозможно по действующим законам. А рабочие списки - для себя - составлять будем. Да это и раньше всегда практиковалось. Это просто технология переписной работы. Мы должны быть уверены, что переписали всех, никого не переписали дважды и при этом мы посетили все места, где могут жить люди. Поэтому у нас есть такой подготовительный этап, как картографический материал, схема населенных пунктов, чтобы переписчик четко знал, что собой представляет его счетный участок. Дальше мы должны каким-то образом эти счетные участки "нарезать", исходя из норматива. Поэтому мы должны обратиться в ЖЭКи, ДЭЗы, которые располагают информацией о том, сколько людей зарегистрировано в таком-то доме, квартире. Затем сами составляем списки, чтобы никого не потерять. После переписи эти списки, в которых будут только фамилия, имя и отчество, будем уничтожать, они никому не нужны".
Кстати
Именно так и звучит в законе: списки уничтожаются по достижении цели обработки полученных сведений. Более того, особо подчеркивается: "Указанные данные к сведениям о населении не относятся и в переписные листы не включаются". При этом в законе еще жестче, чем прежде, прописана ответственность людей, причастных к проведению переписи, за утрату, разглашение или фальсификацию сведений, содержащихся в переписных листах.