Столичный Россельхознадзор приостановил деятельность 30 предприятий, осуществляющих перевозку рыбы, сообщил вчера на пресс-конференции Вадим Солод, замруководителя Управления Россельхознадзора по Москве и Московской области.
Он напомнил, что все компании, которые занимаются перевозкой и хранением рыбной продукции, должны были пройти проверку до 1 декабря 2009 года. Однако из 1,2 тысячи предприятий только 70 подали заявки на подтверждение своей деятельности. "У 30 из них были выявлены нарушения, и деятельность их была приостановлена, - отметил Солод. - Они возобновят свою деятельность, если устранят нарушения и пройдут повторные проверки". Что касается остальных компаний, то им дана возможность пройти проверки до июня 2010 года. Впрочем, по оценке экспертов, эта процедура никак не отразится на реальной деятельности компании.
По мнению специалистов, еще несколько лет назад на рыбном рынке были более крупные и серьезные производители и импортеры. Но в последнее время
появилось большое количество непрофессиональных компаний-импортеров, которым той же Норвегии - основному поставщику импортной рыбы - легко диктовать кабальные условия. Один пример: поставляемая оттуда рыба россиянам обходится на десять процентов дороже, чем жителям других европейских стран. Впрочем, непрофессионализм, а также погоня за сверхприбылью, чреваты не только высокой ценой.
По словам Солода, качество самой рыбы, которую доставляют в Московский регион, особой тревоги не вызывает. Хотя и тут есть исключения. Прежде всего это касается некоторых видов экзотических рыб. Например, из Вьетнама приходит масляная рыба, которую еще называют наждак-рыба. По словам Солода, в советское время она была исключена из продуктов питания. 10 процентов от всей импортной рыбной продукции занимает пангасиус. В ее полезности для человека специалисты сомневаются, поскольку она питается разложившимися биотходами. Но больше всего покупателю страдают от продавцов. Если товар залежался, они идут на различные ухищрения. Например, рыбу, срок реализации которой истек, могут отправить в коптильню, а потом "подрумяненную" и запаянную в пакет с новой датой производства вновь выложить на прилавок.
Особенно много махинаций с икрой рыб лососевых пород. "Особенно опасно, если на стол попадет икра, добытая браконьерским способом", - подчеркнул Солод. - Как правило, ее готовят прямо на берегу, в антисанитарных условиях. Поэтому в таких партиях постоянно обнаруживаем кишечную палочку". "Покупая икру, следует особое внимание обращать на ее цену, - посоветовал Солод. - Если она занижена по сравнению со средней ценой в Москве, лучше сразу же отказаться - дело не чисто. В конечном счете это может отразиться на собственном здоровье". Как он подчеркнул, лучший показатель качества икры - ее цвет: чем светлее, тем лучше. Выбирая между оранжевой и ярко-красной, предпочтение следует отдать первой. Впрочем, иногда особо предприимчивые продавцы, дабы придать товару более привлекательный вид, сдабривают деликатес газировкой или даже средством для мытья посуды.
Можно ли ожидать, что в ближайшее время рыба станет дешевле, а качество ее лучше? Увы... Россельхознадзор вправе проверять магазины, торгующие дарами рек и моря, только раз в год. Малых же сельхозпроизводителей можно проверять даже по тревожному сигналу только с санкции прокурора. "Однако в девяти из десяти случаев получаем отказ", - посетовал Солод. Также он привел другой пример. Недавно из Владивостока в Москву была доставлена партия икры - 119 тонн. По итогам ветеринарной проверки выяснилось, что только 39 тонн продукта соответствуют санитарным требованиям. В остальных обнаружили кишечную палочку и дрожжи. Когда в ту же фирму пришла другая партия икры, специалистов Россельхознадзора к проверке ее не допустили. Тем не менее, по оперативным данным ГУВД на транспорте, продукция уже поступила в розничную сеть.
Поэтому главное спасение покупателя в его собственной бдительности. Требуйте сопроводительные документы на товар, не гоняйтесь за дешевизной, проверяйте визуально продукт, постарайтесь приобретать продукты у проверенных продавцов, посоветовал Солод.