В розыск по делу о подрыве "Невского экспресса" объявлены около десяти человек

После подрыва поезда "Невский экспресс" уже стали появляться первые версии и первые подозреваемые.

Пока правоохранительные органы осторожны в оценках, но одна из фамилий названа. Это Павел Косолапов, русский, давно воюющий на стороне ваххабитов. Мотив преступления вроде тоже очевиден - война религиозных фанатиков Кавказа против России. Но так ли это? Насколько серьезна такая версия?

Биография Косолапова необычна. Он родился в 1980 году на хуторе Горбатовский Волгоградской области. О нем известно также, что после школы поступил в военное училище Ростовской области, которое не окончил. Из училища Павла отчислили за нарушение режима. Потом была срочная служба в армии и возвращение домой. Считается, что именно у себя дома на хуторе Косолапов познакомился с представителями местной чеченской диаспоры и уехал в Чечню. Там он принял ислам, прошел боеподготовку в лагерях арабских полевых командиров.

То есть его никто не захватывал в плен и не повязывал кровью своих соратников, как это бывало не раз в Чечне во время первой кампании. Получается, что Косолапов - доброволец и более того - идейный террорист, воюющий на стороне ваххабитов.

Спецслужбам о нем стало известно давно, еще между первой и второй чеченскими кампаниями. Косолапов попал в лагерь подрывников к Хаттабу и довольно быстро смог стать там инструктором по подрывному делу. Среди его учеников были, например, два казаха, Еркингали Тайжанов и Азамат Толеубай, которые впоследствии были задержаны за совершение теракта на рынке в Самаре.

Но более пристально присмотреться к фигуре Косолапова заставило нападение в 1999 году банды Басаева и Хаттаба на Дагестан. Сразу после захвата боевиками сел Карамахи и Чабанмахи бандиты провели там так называемый съезд кавказских народов. Все, о чем говорилось, на съезде записывали на видео. Среди активных членов съезда явно выделялся молодой парень славянской внешности, выше среднего роста, хорошо сложенный. Плюс к его внешним качествам он еще и обладал выдающимися ораторскими способностями.

Судя по многочисленным видеокассетам, которые позже попали в руки спецслужб, было заметно, что ваххабиты ценят его и оберегают для пропагандистских целей. Косолапов был для них находкой. Косолапов был не только не рядовым подрывником, но более того, постепенно его имя стало брендом. Оно всплывало много раз, причем не только после терактов на Северном Кавказе. Павел пользовался преимуществами своей внешности и поэтому с успехом совершал преступления в Москве и Московской области.

Спецслужбы быстро установили, что Косолапов руководит довольно разветвленной подпольной сетью, куда входят диверсионные группы, выходцы из Северного Кавказа. Прослеживалась его связь с террористами из "Норд-Оста", со взрывом у Рижского вокзала. Подозревают его руководящую роль и в таких терактах, как взрыв в вагоне московского метро, на газораспределительных станциях и ЛЭП Подмосковья, в Воронеже. Следователи считают, что взрывы газопроводов в Подмосковье не обошлись без его участия. Например, подозревают, что именно Косолапов сопровождал самоубийцу Анзора Ижаева, который привел в действие бомбу в вагоне метро у станции "Автозаводская".

Интересно, что ни разу этот человек не был на шаг от провала. Лишь однажды оперативникам удалось вычислить квартиру в Люберцах, которую он снимал и превратил в базу бандитов. Но и тогда добычей следователей стал лишь весьма внушительный арсенал оружия, взрывателей, но не сам Косолапов. Оперативники ФСБ нашли в квартире на улице Кирова, 21, выстрел к ручному противотанковому гранатомету РПГ-7, 19 электродетонаторов, 18 наручных часов Casio, подготовленных для использования в качестве часового замедлителя во взрывном устройстве, и гранаты.

Но только ли благодаря своей неприметной для кавказского террориста внешности Косолапову удается столь легко совершать многочисленные преступления? Ведь, если не брать во внимание прячущегося в непролазных лесах Чечни и Ингушетии Доку Умарова, больше на территории России не осталось диверсантов столь высокого уровня и со столь долгим и кровавым послужным списком, как Косолапов.

Кстати, об Умарове. Нет нигде никаких сведений, что Косолапов имеет связи или отношения с лидером чеченских боевиков. Как раз наоборот, судя по видеокассетам, Павел общался в основном с арабскими наемниками, да еще с Басаевым. После уничтожения Шамиля следов Косолапова на Кавказе больше не было.

В спецслужбах не исключают, что заказать громкий взрыв могли террористические организации - для дестабилизации ситуации в России. Этот вариант.

Но кроме того некоторые оперативники отметили для себя и странное совпадение. В ближайшее время должно было состояться назначение руководителя дирекции "Южавтодора". Это одно из подразделений "Автодора", которое в ближайшее время должно получить фантастические деньги - 200 миллиардов рублей на строительство дорог Северного Кавказа. Ясно, что назначение на должность распорядителя этой суммой интересовало многих. Оперативники ФСБ отметили активность некоторых влиятельных людей с Кавказа, пытавшихся любыми силами пролоббировать назначение на эту должность "своего" человека. И какая странная деталь: во взорванном "Невском экспрессе" в роковом 2-м вагоне ехала практически вся дирекция "Автодора" во главе с его недавно назначенным руководителем Тарасовым. Все чиновники погибли.

Следствие

В розыск сегодня объявлено около десяти человек, попавших под подозрение, и три машины. По описаниям свидетелей составлены два фоторобота подозреваемых.

Допрошены несколько сот человека, изъяты десятки улик с места трагедии. Обнаружен дом, где предположительно сидели подрывники. Назначено несколько экспертиз.

Ответственность за подрыв "Невского экспресса" взяли на себя боевики лидера чеченских террористов Доку Умарова.

Их сообщение об этом в Интернете подписано "штабом вооруженных сил Имарата Кавказ". Бандиты заявили, что подрыв "Невского экспресса" был целенаправленной акцией.

Суд над участником первого подрыва "Невского экспресса" в 2007 году продолжится 11 декабря.

Два теракта: сходства и различия

Катастрофа 27 ноября 2009 года

Время: 21.34

Место: 285-й км, перегон Алешинка - Угловка Октябрьской железной дороги

В поезде находилось: 681 человек

Обстоятельства: три последних вагона сошли с рельсов

Жертвы: 96 травмированных, 26 погибших

Заряд: самодельное взрывное устройство.

Авария "Невского экспресса" 13 августа 2007 года

Время: 21.38

Место: 179-й км, перегон Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги

В поезде находилось: 250 человек

Обстоятельства: с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов

Жертвы: травмированы 60 человек

Заряд: самодельное взрывное устройство.

Один человек - 35-летняя Наталья Новикова из Санкт-Петербурга пострадала в обеих трагедиях: и в 2007, и в 2009 году. Сейчас она в реанимации Института травматологии и ортопедии имени Вредена, у нее перелом тазобедренных костей, но, по мнению врачей, ее жизнь вне опасности.