Российская газета: Леонид Григорьевич, недавно вы вернулись из Астрахани. О ходе избирательной кампании поступала разноречивая информация. Ваше впечатление от увиденного?
Леонид Ивлев: Как я уже неоднократно говорил, после единого дня голосования 11 октября 2009 года возобладали эмоции. Это относится и к прошедшим выборам в Астраханской области, где прошло 310 избирательных кампаний. Там избирался один депутат в Государственную Думу Астраханской области, глава муниципального образования "Город Астрахань", 135 глав муниципальных образований, а также 1906 депутатов представительных органов муниципальных образований.
Публикации в средствах массовой информации о ходе выборов в Астраханской области, в том числе и негативные, призывы в сети Интернет к проведению несанкционированной бессрочной акции протеста, обращения в ЦИК России граждан и избирательных объединений, информация от организаторов выборов действительно порой содержали противоречивые сведения. Поэтому было принято решение на месте изучить ситуацию и дать оценку подготовке и проведению выборов на территории области.
По поручению председателя ЦИК России рабочую группу возглавил я, в ее состав вошли наиболее квалифицированные сотрудники аппарата ЦИК России. Были организованы рабочие совещания и встречи с руководителями органов исполнительной и законодательной власти области, избирательных комиссий, правоохранительных и судебных органов, а также с отдельными кандидатами на выборные должности, руководителями региональных отделений политических партий, представителями ряда общественных организаций и избирателями. В целом результатами этой работы я остался доволен. Картина прошедших избирательных кампаний в Астраханской области ясна до деталей. Вывод однозначен: выборы в области прошли в соответствии с федеральным и региональным законодательством, признаны состоявшимися и действительными, и оснований для их отмены нет.
РГ: Проигравшая сторона атакует избирательные комиссии, говорит о несправедливых выборах. С их стороны было заявлено о значительном количестве жалоб. Сколько в итоге было жалоб и какие из них подтверждаются?
Ивлев: Мы поставили задачу провести тщательный анализ всех жалоб на нарушения избирательного законодательства в Астраханской области. Они поступали в избирательные комиссии, правоохранительные и судебные органы. При этом важно было понять, какой характер носили подтвердившиеся нарушения, какие приняты меры реагирования по ним. И важно было понять природу происхождения этих обращений: либо они направлены на стремление к торжеству закона, либо это продукт изощренной избирательной технологии, либо это своеобразный способ борьбы с конкурентами, а роль арбитров отведена избирательным комиссиям. И если игроки плохо играют, то виноваты, как говорится, конечно, судьи. И самый главный вопрос: повлияли ли допущенные нарушения на волеизъявление избирателей?
Всего поступило более 500 обращений. В ЦИК России из области поступило 25 жалоб. В избирательную комиссию Астраханской области поступило 57 обращений, в том числе по выборам мэра Астрахани - 23, в избирательную комиссию города Астрахани - 94, в управление внутренних дел области - 129, в органы прокуратуры - 158, в суды области - 36. Более 70% из них были по выборам мэра города Астрахани. Факты, изложенные в обращениях, нашли свое подтверждение лишь в 7,5% от их общего числа. Эта цифра в пределах среднего показателя, и обеспокоенности она не вызывает. Кроме того, Следственным комитетом возбуждено два уголовных дела.
В основном подтвердившиеся нарушения касались вопросов регистрации кандидатов, правил ведения предвыборной агитации, обжалования действий избирательных комиссий. Так, были восстановлены права кандидата на должность мэра города Астрахани О.В. Шеина, кандидата на должность главы муниципального образования "Красноярский район" Н.И. Байтемирова, отменено решение о регистрации кандидата на должность главы муниципального образования "Черноярский район" В.А. Алтунина, т.к. он имеет непогашенную судимость и лишен пассивного избирательного права. Еще один пример: председатель одной из участковых избирательных комиссий была привлечена к административной ответственности - штрафу в размере 1000 рублей, потому что она в нарушение закона не разрешила присутствовать в помещении для голосования журналисту местной газеты.
Хочу обратить внимание на тот факт, что около 1,5% обращений касались действий сторонников кандидатов конкурентов, причем среди этих обращений нарушения избирательного законодательства нашли свое подтверждение в 36%. Это яркий пример организации контроля за действиями кандидата-конкурента и его команды в ходе избирательной кампании. С одной стороны, это помогает избирательным комиссиям обеспечить законность избирательного процесса, а с другой - когда осуществляется "веерная рассылка" одних и тех же обращений в разные инстанции, создаются дополнительные нагрузки. Технически все эти проблемы решаемы. Мы всегда рады конструктивному взаимодействию со всеми участниками выборов, но применение "грязных" избирательных технологий надо пресекать.
РГ: СМИ сообщили об избиении женщины. Подтвердилась ли эта информация?
Ивлев: Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Астраханской области было возбуждено два уголовных дела, связанных с противоправными действиями на выборах: одно по факту воспрепятствования деятельности члена избирательной комиссии по ст. 141 УК РФ и второе по ч. 1 ст. 115 УК РФ в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса С.В. Самойленко, причинившего телесные повреждения председателю территориальной избирательной комиссии Советского района города Астрахани Н.Н. Гриценко. Осуществляются следственные процедуры.
РГ: В последнее время по итогам выборов появляется много жалоб. Это что, несовершенство избирательной процедуры или новые пиар-технологии?
Ивлев: Я бы сказал, что жалоб на этих выборах поступило немного. Если их количество соотнести с количеством проводимых избирательных кампаний, то, я думаю, вы со мной согласитесь. Например, та же самая Астраханская область. Основной массив жалоб был по выборам мэра города, а по остальным - примерно одна жалоба на две избирательные кампании. Избирательный процесс - это увлекательный процесс, в некотором роде интеллектуальный спорт. Все команды находятся в одном правовом пространстве, закон един для всех. И разрешение возникших избирательных споров осуществляется в соответствии с действующими процедурами, т.е. путем обращения в соответствующие инстанции. Поэтому жалоб меньше не будет. Это подтверждает и общая практика в стране, ведь увеличилось число обращений граждан в органы власти и суды.
Итоги голосования отражают реальный рейтинг кандидатов, среди избирателей, пришедших на выборы.
Большое количество публикации негативного характера по поводу выборов в Астрахани, конечно, было направлено на оказание давления на избирательные комиссии. Например, в сети Интернет были размещены призывы к проведению бессрочной акции протеста с несанкционированным выводом на улицы города группы жителей представителем одного из кандидатов. Население области понимает сущность подобных технологий, понимает их назначение.
РГ: Что делает ЦИК России, чтобы учесть уроки осенней избирательной кампании?В целом в избирательных комиссиях области работают грамотные и ответственные люди. О них и их работе надо рассказывать.
Ивлев: Нами подготовлен подробный перечень рекомендаций по организации работы избирательной комиссии Астраханской области и избирательной комиссии муниципального образования "Город Астрахань". Вопросы касаются организации деятельности избирательных комиссий, особо - обучения организаторов выборов, их взаимодействия с политическими партиями, кандидатами на выборные должности, средствами массовой информации, органами власти, правоохранительными и судебными органами и других тем. Обращено внимание на открытость избирательных комиссий, освещение их деятельности в СМИ, сети Интернет.
Кроме того, президентом России в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определены конкретные задачи по совершенствованию избирательной системы. Мероприятия по их реализации необходимо продумать и действовать надо уже сейчас. Кроме того, важно проанализировать все недостатки и недочеты прошедшей избирательной кампании, чтобы 14 марта 2010 года на выборах депутатов городской Думы города Астрахани избежать их повторения.
Буквально на днях в ЦИК России состоялось двухдневное совещание с председателями избирательных комиссий ряда субъектов Российской Федерации и избирательных комиссий муниципальных образований административных центров отдельных регионов, где 14 марта 2010 года пройдут региональные и муниципальные выборы. Совещание было предельно открытым и гласным, впервые в истории избирательной системы России в режиме реального времени транслировалось по сети Интернет. Столь же откровенным, а иногда и острым было обсуждение отдельных тем представителями избирательных комиссий и различных политических сил. Чаще всего это вопросы коллизий действующего законодательства. Был затронут и вопрос рассмотрения жалоб. Анализ прошедшей избирательной кампании послужил импульсом для совершенствования работы с жалобами и обращениями граждан. Так, на заседании ЦИК России 19 ноября был принят унифицированный алгоритм организации этой работы на выборах различных уровней.
Избирательный процесс очень динамичен. И к нам, организаторам выборов, и к участникам избирательных кампаний предъявляются жесткие требования. Надо соответствовать духу времени и эпохи. Надо быть честными в политической конкуренции и ответственными перед своим избирателем.